Гончаров Геннадий Аркадьевич

Суггестия, теория и практика

переход к

проекции визуальных образов на себя путем концентрации на переживаниях личного

характера: ситуациях, связанных с возникновением желаний, облагораживающих

эмоциях и т. п. Иногда эти ситуации оказываются (спонтанно) развернутыми во

времени и пространстве, а основным действующим персонажем нередко становится

сам обучаемый. Проекция на себя является вообще наиболее частым случаем в

ассоциативном эксперименте.

На шестом этапе пациент обучается целенаправленно вызывать образы других

людей, вначале нейтральные или безличные (торговец, почтальон и т. п.), а

затем эмоционально окрашенные образы людей, связанных с обучаемым теми или

иными отношениями. Как правило, используются крайние типы эмоциональных

отношений: симпатии-антипатии:. При этом, как отмечает автор, возникающие

образы носят несколько шаржированный, карикатурный характер за счет

шодеозжателышго подчеркивания или гипербо-лжзацик их приятных или, наоборот,

отталкивающих (для пациента) свойств. Однако в процессе систематических

упражнений эта эмоциональная гиперболизация постепенно смягчается, образы

становятся все более спокойными и беспристрастными, что, по мнению И. Г.

Шульца, является показателем успешности освоеция упражнения и свидетельствует

о начале аутогенной нейтрализации. При визуализации знакомых образов вначале

проявляются наиболее характерные контрастирующие черты их внешности, а

направленность гиперболизации чаще всего определяется особенностями

индивидуальных отношений испытуемых к тому или иному образу. Основная задача

шестого этапа состоит в нейтрализации возникающих значимых образов, что, как

считал И. Г. Шульц, способствует купированию прошлых аффектов.

Седьмое упражнение, или ответ бессознательного, завершает комплекс

аутогенной медитации. Овладев способностью к визуализации образов, обучаемый

обращается сам к себе с вопросами, ответы на которые даются не им самим в

виде вербализованных мыслей, а подсказываются спонтанно возникающими

образами, которые затем вербально интерпретируются. Наиболее часто (в

состоянии пассивной концентрации) ставятся вопросы: Кто я такой?, Чего я

хочу?, В чем моя главнейшая проблема? и т. п. По мнению автора, возникающие

при этом у обучаемых образы удивительным путем формируются в представление

истины и дают понимание истинного смысла бытия.

Подводя итог изложенному в этой главе, хотелось бы еще раз остановиться на

узловых проблемах суггестологической подготовки людей. Здесь можно выделить

два момента.

1. Суггестией не владеют, ей овладевают. Любые, самые необыкновенные

способности чаще всего есть только- результат целенаправленных усилий. Один

философ сказал: Тот, кто хочет, делает больше того, кто может. Одаренность,

индивидуальные черты характера не играют большой роли. Кроме следующих:

убежденность, что ты должен именно этим заниматься, именно в этом направлении

совершенствоваться, уверенность в собственных силах, высокий самоконтроль

поведения, сильная, не дающая поблажек воля. Помимо этого важны отличное

здоровье и ежедневные тренировки. Девиз суггестологов: Терпение, упражнение,

желание.

2. Постоянное самосовершенствование. Кажется естественным, что работа, все

равно- физическая или умственная, должна совершаться благодаря усилию и

вызывать утомление. Поэтому необходимо истязать себя упражнениями до первых

признаков усталости, иначе ничего не добьешься.

Резервы психических (а через них - физических) возможностей поистине

неисчерпаемы! Нужно только очень серьезно, не откладывая дела в долгий ящик,

заняться овладением знаниями, которые позволяют сознательно руководить своим и

чужим психическим состоянием.

ЧАСТЬ III

КОЛДУНЫ, ГИПНОТИЗЕРЫ, ЭКСТРАС1НСЫ, ПРАКТИКИ

ГЛАВА 1 УЧИТЕЛЯ, КОЛЛЕГИ, УЧЕНИКИ

У каждого из нас есть свои учителя. Есть первые и любимые. Учитель, который

дорог с первых до старших классов. Учителя в техникуме и институте. Но бывает

еще и много учителей по работе, по специальности, профессии.

После мамы, бабушки занимают, пожалуй, первое место среди воспитателей и

учителей.

ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ

Моя родная бабушка - мой первый учитель. Домна Афанасьевна была не только моим

учителем, но и воспитателем, няней, наставницей. Поэтому она была для меня как

Арина Родионовна для Пушкина.

Только вот поэзии у них разные. Она нарекла меня меченым от Бога и

предопределила мою