Гончаров Геннадий Аркадьевич

Суггестия, теория и практика

дитяти (Д). Дитя - зависимое, подчиняемое и

безответственное существо. Эта

позиция сохраняется от раннего возраста. Ее сильные стороны: раскованность,

творческие порывы, импульсная жизнерадостность, фантазия и любопытство.

Ее слабые стороны: пугливость, неуверенность, беспомощность, доверчивость и

несдержанность.

2. Позиция родителя (Р): Родитель - напротив,

независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя. Эта позиция

усваивается в детстве за

счет обожания старших и подражания им. Ее сильные стороны: уверенность в

правоте моральных требований, способность к авторитетному тону, способность

к покровительству и способность к защите слабого. Ее слабые, стороны:

безапелляционность, догматизм,

сознание превосходства и сознание права карать.

3. Позиция взрослого (В). Взрослый - умеющий считаться с ситуацией, понимать

интересы других и распределять ответственность между собой и ими. Эга позиция

складывается долго, порой десятилетиями, за счет жизненного опыта субъекта и

накопления у него того, что называют житейской мудростью. Ее сильные

стороны: расчет действий, контроль над ними, трезвость в оценках и понимание

относительности догм. Ее слабые стороны: излишний скептицизм, скованность

(недостаток спонтанности), бедность фантазии и недооценка эмоциональной

стороны.

Выступая в позиции Дитяти, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе

(пристройка снизу); в позиции Родителя - самоуверенно-агрессивным

(сверху); в позиции Взрослого - корректным и сдержанным (рядом). В случае

суггестивного контакта суггестор выступает в позиции Родителя или Взрослого, а

суггеренд по отношению к нему - в позиции Ребенка.

Будь человек лишен какой-либо из всех этих позиций, его поведение стало бы

неадаптивным: либо слишком жестким, либо слишком рыхлым и безалаберным.

Однако в некоторую единицу времени, (по ходу контакта) ведущей является

какая-то одна из позиций: в следующий момент может возобладать другая. Этот

основополагающий принцип трансакционного анализа и является скрытой подосновой

суггестивного воздействия с-уггестора на суггеренда.

Из сказанного следует, что в контакте участвуют фактически не двое, а шестеро

партнеров. При этом происходит интенсивный обмен явными и скрытыми

трансакциями.

Например:

Иванов: Зайдемте ко мне. Я живу. один. Выпьем горячего чайку... (Вы мне очень

нравитесь).

Петрова: Да, это было бы кстати - согреться чаем. (Вы мне тоже).

Из приведенного примера видно, что в позиции Взрослого партнеры контакта

обмениваются явными трансакциями. Содержание их приведено без скобок.

Одновременно в позиции Дитяти происходит взаимный вблтен скрытыми

трансакциями. Содержание их приведено в скобках.

Акт коммуникации у людей является частным случаем поведенческого акта. Схема

его структуры включает в себя четыре фазы.

1-я фаза - фаза взаимонаправленности. Она означает возникновение у партнеров

установки на внешнюю коммуникацию при одновременном отвлечении от внутренней

коммуникации.

2-я фаза - фаза взаимоотражения. Имеет форму ролевого обмена. Партнеры

принимают актуальные роли друг друга. Отображая партнера в своей голове,

человек схватывает его роли в данный момент и свою актуальную роль его

глазами.

3-я фаза - фаза взаимоинформирования. Имеет форму играния ролей. Пассивное

играние ролей - в соответствии с ролевыми ожиданиями партнера. Активное

играние ролей - вопреки его ролевым ожиданиям.

4-я фаза - фаза взаимоотключения. Потребность (возможность) свернуть общение.

Несмотря на строгие законы и правила общения, последнего как такового не

существует. Существует только игра в общение. Первым на этот постулат

натолкнулся Э. Берне - создатель трансакцонного анализа. В своей книге Игры,

в которые играют люди под рубрикой Развлечения он приводит стереотипы

современных разговоров - характерные водоворотики в потоке нашего общения.

Вот забава АССОЦИАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ: лейтмотив - дети совсем распустились, ума не

приложу, как быть. В соседней комнате подростки могут развлекаться за тортом

противоположной темой: КАК ТЫ ОБХОДИШЬ СВОИХ СТАРИКОВ или темой, еще более

популярной в их возрасте: ДАВАЙ РАЗБЕРЕМСЯ (во взаимоотношениях, в

радиотехническом устройстве, в смысле жизни и т. д.). Опять-таки дело - не в

том, чтобы серьезно вникнуть, например, в пресловутую проблему отцов и детей

или в тайну смысла жизни.