Гончаров Геннадий Аркадьевич

Суггестия, теория и практика

- основное средство воздействия на суггеренда. Каждый суггестор

затрачивает в процессе подготовки к сеансу немало труда, разрабатывая

содержание своей суггестии, продумывая ее направленность, оттачивая стиль. Он

заботится не только об актуальности материала, глубине обобщений, но и о

совершенстве внутренней формы суггестии - логической последовательности

этапов, стройности композиции. Все это является необходимым условием успеха

суггестивного воздействия наяву.

Достаточным условием успеха суггестии в бодрствующем состоянии является работа

суггестора над формой воплощения подготовленного содержания суггестии в

звучащем слове.

Итак, качество и эффективность суггестивного воздействия наяву определяются

внутренней структурой суггестии и внешней формой ее подачи.

Подготовка смысловой стороны суггестии представляет собой сложный

речемыслительный процесс. Основное условие здесь - ясность изложения.

Основные этапы суггесто-технической работы:

VI

Контрольно-итоговый

V

Исполнительский (аудиторный)

IV

Языковый (редакционный)

III

Композиционный (тактический)

II

Ориентационный (стратегический)

I

Аналитический (концептуальный)

На первом этапе суггестор формирует теоретическую концепцию - тот фундамент,

на который опирается пирамида суггестии.

На втором этапе суггестор определяет сверхзадачу - целевую установку,

главный тезис суггестии, то, что необходимо суггестировать.

На третьем этапе суггестор разрабатывает композицию и общий план суггестивного

воздействия.

На четвертом этапе -суггестор определяет оптимальные варианты рабочих

материалов суггестии, проводит редактирование текста суггестии.

На пятом этапе суггестор производит ситуативную переориентировку и корректовку

текста суггестии в процессе суггестии.

На шестом этапе суггестор на основе анализа эффективности своей работы

перерабатывает рабочие материалы и получает усовершенствованный вариант

суггестии.

Тщательно подготовленная и правильно построенная суггестия порой все же не

достигает цели из-за невнимания суггестора к незначительному, как многим

кажется, элементу: форме воплощения подготовленного содержания суггестии в

звучащем слове.

Только овладение основами речевого мастерства проложит правильные пути между

внутренним миром суггестора и словесным его выражением.

К основным элементам техники устной речи относят дыхание, фонационное

(речевое) дыхание, речевой голос, дикцию, орфоэпию (нормы литературного

произношения и ударения), средства речевой выразительности.

Смешанное, или диафрагмально-реберное, или гармонично-полное дыхание,

составляющее энергетическую базу для речи, тренируется выполнением специальных

физических упражнений для развития дыхания.

Фонационное дыхание, обслуживающее речь, тренируется выполнением специальных

упражнений, развивающих активность речевого дыхания, тренирующих

организованный выдох, распределение выдоха и добор дыхания в процессе речи.

Воспитание речевого голоса строится на выполнении специальных упражнений на

силу звука, посыл звука, гибкость, подвижность голоса, тембр голоса,

полетность звука, выносливость, малую утомляемость голоса.

Дикция развивается выполнением специальных упражнений артикуляционной

гимнастики губ, языка, мышц нижней челюсти, а также специальных упражнений на

тренировку четкого произношения гласных и согласных звуков, взрывных звуков,

свистящих и шипящих звуков, окончаний слов, удвоенных согласных, чистоговорок

и скороговорок.

Четкое знание орфоэпических правил устной речи обеспечивается изучением норм

литературного произношения и ударения.

Выразительность речи суггестора определяется тремя факторами:

- лингвистический - это языковые средства суггестора;

- паралингвистический - это те средства языка, которые располагаются возле

собственно языковых средств (интонация в широком смысле слова);

- кинетический - это движения суггестора, подкрепляющие речевое воздействие

(жесты, мимика, поза, общий вид суггестора, его манеры).

Различают следующие лингвистические средства речевой выразительности. 1)

Лексические фигуры

а) использование художественной литературы, пословиц, поговорок, идиом,

афоризмов, выражений переносного и образного значения;

б) использование синонимов, полисемии, омонимов,

паронимов, антонимов;

в) применение метафор;

г) употребление аллегорий (иносказаний);

д)