Гончаров Геннадий Аркадьевич

Суггестия, теория и практика

содержания энциклопедического словаря (живая энциклопедия);

- запоминание графических изображений;

- запоминание лиц и имен;

- прогулки по карте местности с закрытыми глазами;

- мгновенный подсчет очков на костяшках домино;

- мгновенное запоминание (память-вспышка); мгновенное считывание и

запоминание информации с раскручиваемых досок (память-мельница);

- быстрый счет многозначных чисел (память-калькулятор);

- чтение предложенных слов задом-наперед;

- устный подсчет букв в читаемом предложении;

- устный счет под собственный музыкальный аккомпанемент (интеллектуальная

эквилибристика);

- составление буриме (от фр. botus rimes - рифмованные концы) - стихотворений

на заданные рифмы.

б) метод зубрежки (акустикоартикулярный метод). Запоминание информации

базируется на следующих принципах:

- концентрация внимания на запоминаемом;

- дозировка запоминаемого;

- повторение запоминаемого;

- индивидуализация запоминания.

2. Метод осмысления (метод мысленной обработки).

а) метод смысловых опор (метод ключевых слов).

Метод заключается в выделении тезисов или разверну

того плана, на котором потом как бы держится запоминаемый материал;

б) метод смысловой группировки (метод осмысленной связи). Метод предполагает

разбивку запоминаемого материала на микротемы и увязку этих тем с

основной мыслью;

в) метод осмысленного соотнесения (мнемотехника (от греч. mnemonicon -

искусство запоминания),

ассоциативный метод (от лат. associatio - соединение)). Метод основан на

создании искусственных ассоциативных связей для запоминания информации.

Суггестия и психология общения

Суггестия представляет собой экзотический вариант общения, и поэтому она

подчиняется основным законам сцены. Связь суггестии с театрально-сценической

деятельностью такова: суггестивное воздействие на* человека - это

театрализованное представление, в котором роли действующих лиц (суггестора и

суггеренда) заранее расписаны и последние подыгрывают друг другу.

Рисунок поведения суггестора и суггеренда тесно, связан с понятием

-социально-психологической роли. Социально-психологическая роль - это

построение человеком своего поведения в реальной жизненной ситуации в

соответствии с тем, что от него ждут. Принимая некие роли, человек тем самым

предлагает, а то и навязывает какие-то роли окружающим. Каждая

социально-психологическая роль имеет свое поле тяготений, или

валентностей,к другим ролям. У всякой социальнопсихологической роли

существует верхняя и нижняя границы. По полям ролевых тяготений можно строить

портреты личностей. Существует закон двустороннего взаимодействия роли и

самочувствия: роль пробуждает определенное самочувствие; самочувствие

жерасполагает к определенной роли. Исполнение роли в психологии общения

противопоставляется ношению масок. Роль - это творческая форма общения,

требующая самоотдачи и сближения с партнером. Маска- это шаблон поведения, не

требующий усилий и отгораживающий от партнера. Для вживания в роль необходимо

сбросить маску. Технология роли тесно связана с искусством перевоплощения в

другого.

Суггестивного эффекта можно добиться чисто психологическим способом -

достаточно сильного воздействия на чувства человека. Для этого суггестору

необходимо взять на себя особую социально-психологическую роль, роль, которая

наполовину бессознательно, но почти мгновенно улавливается суггерендом.

Суггестор по отношению к суггеренду должен выступать в роли Божества.

Притягательно, но и страшно Божество. В нем сверхчеловеческая мощь и власть,

недосягаемая мудрость, непостижимое право карать или миловать... Перед ним

остается лишь лечь лицом в пыль и с благоговейной покорностью ждать своей

участи...

Никто не осмелится выступать перед кем-либо в такой роли. А потому едва

кто-либо из рода человеческого возьмет на себя подобное, остальным кажется:

это неспроста. Не может обыкновенный смертный ступать такой поступью, смотреть

таким взором, исторгать из уст такие речи. Должно быть, одарен он высшей

силой; и если это не его собственная сила, значит, сила того, кто послал его

в мир. Он бог или боговдохновенный пророк. -Этой реакцией публики

пользовались во все времена жрецы, пророки, шаманы - оставим в стороне вопрос,

были ли они искренними или умело мошенничали. Любопытно, что и в нашу эпоху

там и сям появляются личности такого склада - настоящие (и, если