Гончаров Геннадий Аркадьевич

Суггестия, теория и практика

во время сна дам тебе необходимые внушения, чтобы избавить тебя от привычки к

лени. Итак, ступай к твоему креслу и спи глубоким сном! После этого мальчика

оставляют минут на пять при полнейшей тишине в комнате.

х) Передача воспитательных внушений.

Положите руку на голову мальчика и говорите: Ты очень отстал в учении и был

постоянно ленивым мальчиком. Между тем совсем не в твоей натуре быть ленивым

или непослушным. Ты приложишь все старания, чтобы добиться успеха в школе,

будешь слушаться родителей и во всех отношениях сделаешься хорошим мальчиком.

Твое здоровье поправится, и с этих пор ты будешь чувствовать себя крепким,

сильным и прилежным. По природе ты умный и способный мальчик, и теперь все,

что в тебе есть хорошего, проявится наружу. Мы прогоним непослушание и лень и

не потерпим более ни того, ни другого. Пока спи минут десять, потом проснись и

не вспоминай ничего, что произошло за это время. Ты во всех отношениях будешь

себя хорошо чувствовать. Ты не будешь помнить ни одного внушения, которое я в

тебе вызвал, а также в твоей памяти не останется ни малейшего следа тех

обманов чувств, которые в тебе были вызваны. Во всех отношениях ты будешь

вполне здоров. Спи теперь десять минут и проснись вполне самостоятельно. При

непрерываемой полной тишине в комнате сядьте на стул в некотором расстоянии от

мальчика и вы увидите, как ровно через десять минут, почти секунда в секунду,

а может o быть, немного раньше, пациент проснется вполне здоровым.

ц) В случае слишком глубокого сна.

В весьма редких случаях может произойти то, что мальчик чересчур глубоко

заснет и сам не проснется в назначенное время. Тогда вы должны подойти к нему

и, снова положив руки на его голову, сказать: Ты хорошо отдохнул, чувствуешь

себя совершенно здоровым и в хорошем настроении духа. Когда я сосчитаю до

трех, ты проснешься, совершенно проснешься. Раз, два, три, просыпайся!

Пациент откроет глаза и, может быть, выразит удивление по поводу

продолжительности времени, которое, судя по часам, прошло с тех пор, как его

оставили на кресле. То обстоятельство, что мальчик спит дольше, чем вы

желаете, не грозит опасностью, предполагая, конечно, что вы строго следовали

главным указаниям, рекомендованным здесь. В противном случае опасность

действительно существует, и надо постоянно помнить, что при известных

обстоятельствах пациент спит дольше, и его невозможно разбудить даже с

большими усилиями. К этому вопросу я обращусь в другом месте и постараюсь

объяснить, что во всех таких случаях крайне неприятное состояние было вызвано

самим оператором.

О РАЗУМЕ, СОЗНАНИИ И ВЕРЕ

а) Внесознательная часть разума.

До сих пор мы показали читателю лишь типичные случаи выполнения гипнотических

опытов. После этой предварительной подготовки мы покажем, какую роль играет

внесознательная область разума при этих явле- ниях. Это очень просто и

подтвердит верность того положения, что человек никоим образом не есть

творение, одаренное лишь одним известным сознанием, но в нем еще господствует

второе сознание, которое мы назовем внесознательной областью.

б) Очевидность двойного сознания.

Всякому известен тот факт, что ночью, во время сна, проявляется совершенно

иное сознание, чем в состоянии бодрствования - сознание, которое в своих

главных чертах очень отличается от последнего. Самое важное различие здесь

заключается в том, что в сновидениях, вообще, очень мало разумного. Отсутствие

всякого разумного образа мыслей - вот что главным образом составляет различие

между действительным сознанием и внесознанием. В другом же отношении оба

совершенно сходны друг с другом, а именно, представляющаяся в сновидениях

жизнь является почти полным подражанием жизненных явлений, совер-

шающихся наяву. Все сновидения дают точные картины переживаемых нами в

действительности фактов.

Люди, которых, как нам кажется, мы видим во сне, бывают почти всегда лишь теми

лицами, которых мы знаем в жизни или же знали раньше. Таким образом, мы можем

с полным правом утверждать, что действительное сознание и сознание во время

сна обозначают собою два различных состояния рассудка: состояние бодрствования

и состояние сна, но что они, однако, будучи сами по себе различны, всеже

внутренне связаны1 между собою, потому что между ними много общих признаков.

в) Общие свойства.

Одно из этих свойств заключается