Гончаров Геннадий Аркадьевич

Суггестия, теория и практика

суггестор во время сеанса упомянул слово стол

(шар, грязь), то тем самым суггеренд будет приведен к мысли о слове стул

(по смежности слов стол - стул) или о слове мяч (по сходству слов шар

- мяч), или о слове чистота (по контрасту слов грязь - чистота). Слово

деньги имеет максимум ассоциативных связей, поэтому для некоторых

суггерендов это огромный суггестирующий фактор.

2. Информационная суггестия. Информационная суггестия основана на способности

средств просвещения (литература, кино, радио, телевидение и т. п.) влиять на

внутренний мир личности. Суггестор в разговоре с суггерендом знакомит

последнего с содержанием какого-либо литературного произведения

(художественного фильма, радио- или телепередачи и т. п.), косвенно

связанного с содержанием суггестии. Эта информация оформляет смутные

подсознательные переживания суггеренда на языке сознания и подводит последнего

к мысли о необходимости совершить запланированное суггестором действие.

Средства просвещения как бы помогают суггеренду вспомнить витавшую в его

голове идею.

3. Аффектационная суггестия. Аффектационная суггестия основана на повышенной

суггестабильности лиц, находящихся в состоянии аффекта. Суггестор в разговоре

с взволнованным суггерендом пытается как-то успокоить последнего, завоевывая

его внимание, а затем после небольшой паузы дает императивный или

кооперативный совет, косвенно связанный с состоянием суггеренда и

содержанием суггестии. Этот совет как раз в данном случае имеет наибольшую

силу, т.к. под влиянием аффекта бдительность суггеренда усыплена.

4. Комплиментарная суггестия. Комплиментарная суггестия основана на

способности некоторых людей таять, как снег, едва их слегка обдадут теплом.

Суггестор выслушивает очередное высказывание суггеренда, а затем начинает

(вовсю, с напором) расхваливать последнего, делать ему комплименты,

одновременно аплодируя его словам, хлопая его по плечу, пожимая

руку. Например: Дима!.. Димка!.. Димуля!.. Ясынь-ка!.. Сладенький!..

Касатик!.. Какой ты умный, одаренный, отличный человек!.. Дима - ты гений!..

Ты поэт мысли!.. Ты титан удачи!.. С тобой приятно иметь дело... Сразу

чувствуется закалка... Ну ты силен!.. Даешь, старик!.. Здорово!.. Такая

техника обработки сознания суггеренда на языке профессиональных вербовщиков

называется бомбардировкой любовью.

Чрезмерное восхваление суггестором суггеренда создает у последнего

представление о своем суперменстве и позволяет суггестору косвенно

суггестировать суггеренду заранее запланированные поступки.

5. Вопросная суггестия. Вопросная суггестия основана на том, что каждый ответ

суггеренда на вопрос суггестора подготавливает почву для следующего вопроса.

Суггестор задает суггеренду вопросы и, получая

ответы на них, подводит последнего дальнейшими вопросами к заранее

запланированной мысли, косвенно связанной с темой разговора и содержанием

суггестии.

Суггестия - это частный экзотический случай общения. В процессе общения мы все

прямо или косвенно влияем друг на друга. Вот почему суггестору крайне важно

познать все закономерности человеческого общения. Это знание даст ему

внутреннюю свободу в общении и позволит ему вплетать в ткань разговора с

суггерендом всевозможные косвенные суггестии.

Для этого обратимся к трансакционному анализу американского психиатра Эрика

Берне. На сеансе суггесторного воздействия суггестор и суггеренд выступают как

партнеры контакта. Суггестивный контакт - это специфический случай

коммуникации с обратной связью, в ходе которой происходит явный или скрытый,

непосредственный или опосредствованный, элементарный или сверхсложный обмен

ударами, стимулами, коммуникативными посылами, или комму-никатами:

знак на знак (поглаживания, пинки, уколы в виде слов или умолчаний,

взглядов или отворачиваний друг от друга) от адресанта к адресату информации и

обратно. Для передачи сообщения партнеры суггестивного контакта используют

определенный код и контекст. Суггестивный контакт формально обозначается как

серия трансакций (единиц процесса зна-кообмена).

Каждый человек как коммуникант располагает по крайней мере тремя личностными

позициями. Они сосуществуют в рамках одной и той же личности, дополняя друг

друга. Каждая из трех ролевых позиций сосредоточивает в себе сильные и слабые

стороны соответствующей натуры. Рассмотрим их подробнее.

1. Позиция ребенка,