Гончаров Геннадий Аркадьевич

Суггестия, теория и практика

Последние могут затрагивать следующие сферы:

1. сферу восприятия (позитивные, негативные и ретроактивные иллюзии);

2. сферу памяти (забывание или припоминание определенных событий и фактов

предшествующей жизни,

активизация процессов запоминания нового мате

риала);

3. сферу внимания (повышение концентрации и распределения внимания);

4. сферу мышления (нарушение нормальной логики

или возрастание творческого характера);

5. сферу личности (изменение мотивации , привычек,

настроения , отдельных личностных характери-

стик70, суггестия образа другого человека, манипулирование субъективным

временем).

Наличие данных изменений подтверждается специальными физиологическими пробами

и психологическими тестами.

Факторы, играющие важную роль в процессе гипнотизации:

1. личность гипнотизера, проводящего гипносуггестию;

2. выразительность интонаций;

3. целенаправленность суггестирующего влияния;

4. стройность и последовательность его смыслового содержания;

5. значимость установок испытуемого на конкретную ситуацию и данную процедуру

гипносуггестии.

Преимущества гипноза:

1. у человека снимается критический контроль;

2. нет никаких мешающих факторов (контрастирующих мыслей, переживаний);

3. внимание максимально сужено;

4. почти полностью отсутствуют конкурирующие влияния других функциональных

систем, находящихся на субдоминантном уровне;

5. возможно программирование лечебных и творческих сновидений.

Недостатки гипноза:

1. разная степень гипнобильности различных категорий испытуемых (пол, возраст,

личностные характеристики);

2. гипнозофобия некоторых людей;

3. высокий уровень критичности некоторых людей.

Условия эффективного погружения в гипноз. Способность человека впадать в

гипнотическое состояние или восприимчивость к гипнозу (гипнабельность) зависит

от трех факторов.

Во-первых, от обстановки, в которой проводится гипнотизация. Чем эта

обстановка благоприятнее, тем лучше получаются результаты. В обстановке

массового или коллективного сеанса, где много шума, света, запахов и т. д.,

когда у слушателей повышенный интерес к сеансу, удается загипнотизировать не

более 25-30% слушателей. В условиях же гипнотария, при полной тишине и

затемнении, удобном положении испытуемого на кушетке, заинтересованности

последнего в успехе гипнотизации, наличии специальной аппаратуры, удается

загипнотизировать подавляющее большинство испытуемых.

Во-вторых, успех гипнотизации зависит от личности испытуемого. Все люди

условно делятся на три основных нервных типа: художественный, мыслительный и

средний. Люди художественного типа - это люди впечатлительные, мыслящие

конкретными, зрительными образами, часто эмоциональные и мнительные. Среди

таких людей часто бывают художники, музыканты, врачи. Этот тип людей хорошо

поддается гипнотизации. Мыслительный тип - это люди, мыслящие абстрактно,

отвлеченно, склонные к анализу (иногда чрезмерному), критике, самокритике.

Среди этих людей часто бывают математики, физики, люди точных наук. Этот тип

людей плохо поддается гипнозу. Наконец, средний тип является как бы сплавом

двух перечисленных типов. В зависимости от того, черты какого из перечисленных

типов преобладают в этом среднем типе, и будет зависеть способность этого

человека впадать в гипнотическое состояние.

В-третьих, от личности гипнотизера. Чем большими способностями и техникой

гипноза обладает данный гипнолог, чем больше мастерства и сноровки он

применяет, чем большими, знаниями как теоретического, так и практического

порядка владеет гипнотизер, тем лучше получаются результаты. Конечно, никаких

черных глаз, никакого магнетизма, никаких особых качеств и свойств

гипнотизер иметь не обязан. Удивительно упорно укоренилась в сознании людей

навязчивая идея о том, что гипнотизер обязательно должен обладать особыми

силами. Только опыт, знания и, главное, техника гипноза - вот те основы,

которые необходимы гипнологу.

Психологическими предпосылками успешного гип-носуггестивного воздействия

являются также реклама и импозантная внешность гипнотизера (черные глаза,

высокий рост, аскетический вид).

Два врага успеха. Чтобы научиться гипнотизировать и, главное, достигать этим

различных эффектов, необходимо предварительно вооружиться большим терпением,

воодушевлением, стойкостью, уверенностью и изобретательностью в области разных

приемов и выдумок.