Гончаров Геннадий Аркадьевич

Суггестия, теория и практика

авторитета именно как принципиальный, справедливый, способный к

самопожертвованию человек.

4. Активно-жесткая (эксплуататорская или садистическая) социальная

ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет через подчинение

себе других, а потребность в самоутверждении - в подчеркивании своего

главенства и борьбе с любыми проявлениями соперничества.

- 5. Пассивно-уступчивая (рабская, или пассивная) социальная ориентация.

Потребность в контактах человек удовлетворяет за счет готовности подчиняться

(угодливость), а потребность в самоутверждении - за счет услужения наиболее

сильным или авторитетным субъектам в среде.

6. Накопительская социальная ориентация. Потребность в контактах человек

удовлетворяет преимущественно с людьми, от которых можно получить какую-либо

выгоду, а потребность в самоутверждении - в обладании материальными

ценностями, которые стремится приумножить.

7. Рыночная социальная ориентация. Потребность в контактах человек

удовлетворяет с теми лицами, которые сегодня, сейчас, имеют вес, высокий

престиж в обществе (завтра это могут быть другие люди), а потребность в

самоутверждении - демонстрацией своей близости к некоторому избранному

кругу.

8. Отшельническая социальная ориентация.

Потребность в контактах человек удовлетворяет с теми, от кого не приходится

ждать обмана и издевательств, а потребность в самоутверждении - в причастности

к узкому кругу своих и в определенном влиянии на этот круг.

Важно подчеркнуть, что главным источником социальных ориентации ребенка

являются семья и среда, в которых он вырос. И складываются эти ориентации не

только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном

уровне его личности.

Ценностные ориентации

Различают ценностные ориентации пяти уровней:

1. Ценности сугубо витального (непосредственно жизненного) уровня (вкусно

поесть, всласть поплавать, попариться в бане и т. п.).

2. Ценности межличностного уровня (пообщаться с близкими, поговорить по

душам, завязать приятное знакомство, суметь как следует проучить обидчика и т.

п.).

3. Ценности ментального (умственного, духовного) уровня (решить интересную

задачу, выиграть хитроумную- игру, самостоятельно создать стихотворение,

скульптуру, техническое устройство и т. п.)

4. Ценности социального уровня (успех, видноеположение, известность).

5. Ценности духовного уровня (стремиться к тому, чтобы понимать мысли

великих философов и творения великих художников, следовать в жизни

нравственным принципам, бороться за идеалы, завещанные лучшими сынами

человечества, углубляться в то или иное творчество, изобретательство,

искательство, совершенствование труда и быта людей).

Необходимо отметить, что культура и традиции семьи, воспитывающей ребенка

среды определяют, на какие ценности он в дальнейшем станет ориентироваться.

Навыки

Различают четыре разновидности устойчивых навыков:

1. Навыки личной гигиены.

2. Трудовые навыки.

3. Этические навыки.

4. Гражданские навыки.

5. Коммуникативные навыки.

Определенная завязь устойчивых навыков личности идет от семьи и среды.

Перед суггестором стоит задача - свободно владеть разговором с суггерендом на

любую тему, с тем чтобы в нужный момент переключить его на необходимую тему,

косвенно связанную с содержанием суггестии. Главное - уметь заговорить с

суггерендом обо всем, что его интересует: о спорте, политике, религии и т. п.

Для этого суггестору необходимо обладать широким кругозором и эрудицией.

Тактика суггестора, заключается в том, чтобы завоевать внимание и доверие

суггеренда. После этого суггестор способен косвенно суггестировать ему многое.

Собственное Я суггеренда будет колыхаться подобно медузе в психических

волнах разговора, который ведет суггестор.

Для отработки навыка живой беседы с косвенным подтекстом применяются различные

формы тренировочного диалога.

1. Диалог-стычка. Многократно выполняя это упражнение, можно натаскаться

не робеть и не теряться в конфликтах. Вы научитесь понимать, как участники

диалога явным и скрытым образом влияют друг на друга. Провоцируют друг друга

на колкости. Исследуется, так сказать, анатомия ссоры. Изучаются разнообразные

проявления характера. Участники игры учатся стоять на своем.

Суть игры состоит в следующем. Участникам игры предлагается разыграть сценку,

в которой примут участие два