Гончаров Геннадий Аркадьевич

Суггестия, теория и практика

Боже мой! Осторожнее! Она тебя укусит! Таким именно образом устраиваются

публичные сеансы. На них оперируют с представлениями боязни или симпатии, или

лучше сказать, возбуждения данных лиц.

о) Не внушайте страха субъекту.

Силу гипнотизма можно также легко доказывать только такими опытами, которые

производят на испытуемого приятное впечатление, а не вызывают страха. Я, по

крайней мере, решительно высказываюсь против употребления последних опытов.

п) Активный сомнамбулизм.

Мальчик находится в состоянии так называемого активного сомнамбулизма. Вы

вызвали в нем иллюзию, давши ему в руки предмет и заставив его считать этот

предмет совсем не тем, что он есть. Вашим внушением предмет в мозгу мальчика

превратился в иной и получился обман чувств. Дальше со словами: Теперь мы

оставим змею. Берите палку из рук мальчика, кладите ее в сторону, после чего

быстро и твердо проведите руками по его лицу, говоря: Спи! и этого вполне

достаточно, чтобы превратить активный сомнамбулизм в глубокий сон.

р) Обман чувств, поражающий вкусовое ощущение.

Оставьте мальчика на несколько минут стоять и качаться на ногах, причем

говорите: Ты очень неравнодушен к плодам и очень любишь яблоки и апельсины.

Здесь есть прекрасное яблоко, очень хорошее, которое ты можешь получить и

тотчас же кушать. Ты будешь думать, что никогда еще не ел такого превосходного

яблока, такого сладкого. Возьми его и кушай. Вы можете дать мальчику в руку

обыкновенную сырую картофелину, которую он будет есть с величайшим

удовольствием. До сих пор еще испытуемого не заставляли говорить, но теперь

настал момент, когда его можно спрашивать, и он будет отвечать. Спросите,

понравилось ли ему яблоко. Если он тотчас ответит, то ему надо внушить, что

также хорошо может говорить, как и в бодрственном состоянии. Тогда мальчик,

ответит, что ему яблоко страшно понравилось, и он желал бы получить такое же

другое. Таким образом, вам удалось вызвать в мальчике иллюзию вкуса.

с) Воздействие на чувство обоняния.

Вы можете подвергать мальчика в течение некоторого времени разным испытаниям.

Можно, например, совершенно уничтожить у него чувство обоняния, так что он

может не почувствовать, когда ему поднесут к носу открытую склянку с

нашатырем. Мало тот, можно через внушение уверить его, что в склянке с

нашатырем одеколон, и он с наслаждением будет вдыхать этот запах.

т) Пользование обманом чувств.

Опыты чувств полезны только тем, что служат явным доказательством того, что в

человеческом мозгу есть сила высшая, чем та, которую мы может наблюдать в

обыденной- жизни. Эти обманы доказывают присущую гипнотизму правду и его

поразительную силу. Этим доказательством можно вполне удовлетвориться и не

пользоваться обманом чувств для зловредных целей.

у) Галлюцинация зрения.

Давши мальчику несколько минут отдыха и усыпивши его, как выше показано,

обратитесь к нему с такими словами: Когда ты откроешь глаза, ты можешь там в

углу, на кресле, увидать свою маму. Понятно, вы должны заранее удостоверится,

жива ли мать мальчика; Твоя мама пришла сюда посмотреть, чем ты занимаешься,

и ты будешь очень рад с ней встретится и поговорить. Как только откроешь

глаза, ступай в угол, где она сидит, и поговори с ней, а потом скажи мне, что

она тебе скажет. Открывай же глаза и ступай к ней! Мальчик встанет и пойдет,

глядя неподвижным взглядом в тот угол, где предполагается видеть мать. Смотря

по его характеру и наклонности, он будет вести длинный или менее

продолжительный разговор. Если он разговорчив от природы, то будет ей

предлагать всевозможные вопросы и выказывать большой интерес к ее ответам.

Таким образом вам-удается в чужом мозгу произвести такой d6pas,которого

совсем не было в действительности. Через это можно распознать разницу между

иллюзиями или обманом чувств, и галлюцинациями или явлениями во сне.

ф) Превращение сомнамбулизма в сон.

Теперь подойдите к мальчику, проведите руками по его глазам и прикажите ему:

Спи! Теперь ты, конечно, не будешь бояться гипнотизма и из расположения ко

мне тотчас же будешь засыпать, как только я буду класть руку тебе на голову и

приказывать: Спи! Более нет надобности подвергать тебя скучным опытам, ты во

всякое время дня будешь мгновенно засыпать, как только я того захочу и тебе

прикажу. Теперь иди опять на свое кресло, чтобы заснуть там глубоким сном, а я