Гончаров Геннадий Аркадьевич

Суггестия, теория и практика

Просто так принято, и, поступая, как принято, люди обмениваются

поглаживаниями - благожелательными знаками внимания к партнеру. Это

поддерживает в них чувство принадлежности к единой группе, причем каждый

старается не ударить в грязь лицом, дабы не быть оттесненным к периферии

группы,

Знаменитый ритуал восьми поглаживаний, исполняемый нами ежедневно, выглядит

так.

Иван (Петру). Привет! (1-е поглаживание).

Петр. Здорово (2-е; дальнейший счет понятен).

Иван. Как дела?

Петр. Ничего, а у тебя?

Иван. Порядок. Погодка-то, а?..

Петр. Да-а... Дождя бы только не было.

Иван. Ну, будь.

Петр. Пока!

Увидя невдалеке нескольких беседующих мужчин, Вы вправе предположить, что они

заняты развлечением КТО ВЫИГРАЕТ (любимые и нелюбимые спортсмены, команды),

или АВТОМОБИЛЬ (мотоцикл, лодочный мотор - сравнительные достоинства разных

марок), или КАК СДЕЛАТЬ (как отциклевать пол, ускорить установку телефона в

квартире и т. п.), или НА УТРО ПОСЛЕ: о головной боли либо отсутствии оной

после принятого вечером ерша. Еще одна мужская забава: БРИАН-ГОЛОВА! Из

женских развлечений типичны ТРЯПКИ (комментарии излишни), КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ

(то же самое) или ЧТО СЛУЧИЛОСЬ СО СТАРЫМ ДОБРЫМ ЭН-ЭН? (На нем последнее

время лица нет, У нее после того случая были крупные неприятности). Из

общих развлечений наиболее характерны: ПСИХИАТРИЯ, ЧИТАЛИ ЛИ ВЫ?, ГДЕ ЛУЧШЕ

ПРОВЕСТИ ЛЕТО, РЕЦЕПТ КОКТЕЙЛЯ, сколько стоит (во что обходится то или иное)?

Существует своеобразный повсеместный набор тем для игры в общение: 1. Темы

мужские.

а) футбол-хоккей;

б) автомобиль-бизнес;

в) политика-женщины.

2. Темы женские.

а) покупки-дети;

б) кулинарные рецепты-новости в семейной жизни

общих знакомых,;

в) болезни-мужчины.

3. Темы общие.

а) погода-нашумевший роман, фильм;

б) недостатки в системе обслуживания;

в) сенсации-новости медицины, педагогики;

г) международное положение.

В психологической литературе эти стандартные темы даже каталогизированы.

Вывод Э. Берне: в вышеназванной игре в общение косвенно, через стиль игры,

проявляется яркая индивидуальность человека и удовлетворяется его потребность

в общении. О том, что идет игра, мы догадываемся лишь в момент нарушения

кем-либо ее неписанных правил.

То обстоятельство, каким из вышеприведенных забав человек отдаст предпочтение

при игре в общение, целиком и полностью определяется его воспитанием.

Воспитание человека предполагает закрепление у него:

а) определенных социальных ориентации,

б) необходимых ценностных ориентации,

в) общественно полезных навыков - от навыков полноценного общения до навыков

труда, теоретического мышления, творческого самораскрытия.

Социальные ориентации

Современная психология исходит из того, что человек социален по самой своей

природе, а стало быть, ему присущи и собственно социальные потребности. К

ним относятся, прежде всего, потребность в контактах (потребность в

человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоутверждении (в

занятии известного места в группе, в самосознании, т. е. ощущении своей

самости и отдельности от других).

В зависимости от способов удовлетворения потребности в контактах и потребности

в самоутверждении различают восемь разновидностей социальных ориентации.

1. Житейская социальная ориентация. Ребенок, воспитанный в духе общительности,

открытости и взаимопомощи (если тому не препятствуют врожденные особенности

его психики), приучается удовлетворять потребность в контактах путем участия в

деятельности и заботах своей среды, а потребность в самоутверждении - через

признание окружающими его полезности

и симпатичных черт его характера.

2. Творческая социальная ориентация. Рано раскрыв свою одаренность, растущий

человек привыкает удовлетворять потребность в контактах, главным образом с

теми, кто способен проявить сопричастность к его интересам и. готовность к

сотворчеству. Потребность же самоутверждения он утоляет своими творческими

достижениями и, как правило, независимо от того, восторгаются ли ими

поклонники.

3. Гражданственная социальная ориентация. Ребенок приучается удовлетворять

потребность в контактах участием не просто в совместной деятельности людей, но

только в деятельности, безусловно приносящей общественное благо. На протяжении

всей дальнейшей жизни он будет считать свое самоутверждение неполным, если не

завоевал