Гончаров Геннадий Аркадьевич

Суггестия, теория и практика

колдовства и гипноза, составляют святые, то есть служители Церкви.

Для них самих, людей разных вер, их возможности паранормального воздействия не

представляют как бы никакого значения и интереса. Понимая, что такие

способности никак не связаны с благодатью, они пытаются их обычно скрывать или

игнорировать. И, справедливо, видят в них лишь помеху на пути духовных

свершений.

ИСТОКИ ГИПНОЗА И ЕГО РАЗВИТИЕ

В данном изложении хотелось бы коснуться некоторых истоков и периодов развития

гипноза, как он существовал, применялся и передавался из поколения в

поколение. Не беря во внимание множества исторических проявлений из глубокой и

средневековой древности, для простоты подразделим гипноз на два периода:

донаучный и научный.

Донаучный: древний и средневековый период

Древний мир богат и разнообразен применением гипноза. Явления, методы гипноза

применялись лекарями и жрецами,, магами и йогами, браминами и факирами,

колдунами и прочими способными обладателями в лечебных и

религиозно-мистических целях, а также для укрепления своего авторитета.

В донаучный или древний период, гипноз не был научно обоснован, а гипнотизеру,

суггестору, внушаемому отводилась роль посредника между богами и простыми

людьми. В храмовой медицине древних Египта, Рима, Греции, Персии, Ассирии,

Вавилона сеансы гипноза назывались инкубациями, а в практике йогов

-вашитва и санмохан-асира. Знания древних народов о гипнозе в средние века

были почти забыты, а способы, и приемы гипноза, то есть воздействия путем

внушения -o утратились.

В течение трех с половиной веков, то есть с середины XVT-го по XIX-ый,

сформировалось и окончательно оформилось фантастическое и мистическое учение

-животный магнетизм. По этому учению один человек может оказывать влияние на

организм и психику второго, посредством так называемого магнетически-

-жизненного флюида (от латинского fluidis - текучий) - таинственной жизненной

силы, эфироподобной жидкости или эманации, как будто извлекаемой из глаз,

рук и других органов тела. Тогда считалось, что магнетически-жизненный флюид

- это изначальный эфир, который пронизывает всю Вселенную, а вместе с ней и

человека.

Существуют отдельные люди, которые подобно аккумулятору могут накапливать этот

эфир и передавать другим. Люди, обладающие такой способностью, назывались

магнитезерами. Первоначально источником магнетизма считались планеты и звезды.

В магнетизме магнит рассматривался как кусочек метеорита, оторвавшийся от

звезды или планеты, а затем действующий подобно звездам. При этом

усматривалось сходство магнетически-жизненного, флюида с действием магнита,

поэтому учение и получило название животный магнетизм.

Во второй половине восемнадцатого века это учение сформулировал и

распространил австрийский врач-маг-нитопат, доктор права, философии и медицины

Франц Антон Месмер, живший с 1734 по 1815 годы. Вот поэтому животный

магнетизм, еще и поныне часто называли и называют месмеризмом.

Научный период: середина XIX века по настоящее время

В середине девятнадцатого века наряду с учением о гипнозе, (от греческого

hipnos - сон), возникло и закрепилось учение о суггестии, (от латинского

suggestio - внушение или намек). Если первый термин (гипноз) означал

воздействие на человека в особом состоянии, то второй (суггестия) означал

воздействие на человека в _ любом состоянии. Гипноз слился с суггестией

вообще, хотя является только одним из множества ее проявлений. Первый термин

ввел в 1843 году английский хирург из Манчестера Джеймс Брэд (1795-1860),

второй же термин ввел в 1866 году французский врач из Нан-си.Амвросий Август

Льебо (1823-1904).

Научный спор о природе гипноза разгорелся во второй половине девятнадцатого

века. Его вели с 1870 по 1890 годы два французских ученых: профессор

терапевтической клиники университета в Нанси Ипполит Бернгейм (1840-1919) и

известный невропатолог из Сальпериевской психиатрической больницы в Париже,

метр неврологии того периода, член французской Академии наук Жан Мартен Шарко

(1825-1893). Каждый из них возглавлял соответствующую школу.

Нансийская школа гипноза придерживалась следующей точки зрения на гипноз.

Во-первых, все проявления. гипноза сводятся к суггестии, то есть к

психическому воздействию на человека, на его воображение. Во-вторых,

физические факторы при гипнозе не играют роли или же играют вспомогательную