Шах Идрис

Волшебный монастырь

С моим языком творится что-то ужасное: на нем какой-то странный налет, и он скользкий, - прокаркал он.

Не медля ни минуты, придворный врач прописал ему рассол и уксус, которые тот послушно выпил.

Вскоре, в придачу ко всем его невзгодам, у него заболел живот и полились слезы из глаз.

- Мне кажется, я хочу пить, - еле смог вымолвить он, ибо страдания побудили его слегка подумать.

- От этого никогда не льются слезы, - стали перешептываться придворные. Но цари часто капризничают, а потому, чтобы ублажить его, они кинулись со всех ног за розовой водой и благоуханными сладкими винами.

Царь выпил принесенное, но лучше ему не стало. А кроме того, это вконец расстроило его пищеварение.

В разгар всех этих неприятностей поблизости случайно оказался мудрый человек, который сказал: - Его величество нуждается в обыкновенной воде.

- Цари никогда не пьют обычную воду! - хором завопил весь двор.

- Вот именно! - вымолвил царь. - И я чувствую себя глубоко оскорбленным - как царь, которому предложили простой воды, и как больной. Потому что совершенно невозможно, чтобы для лечения такого ужасного и с каждым часом все более осложняющегося заболевания требовалось такое примитивное лекарство. Эта идея противоречит логике, она унижает достоинство того, кому пришла в голову, и оскорбляет больного.

С тех самых пор мудрого человека переименовали в идиота.

Царство Один из суфийских Мастеров сказал своему спутнику: - Мне нужны деньги. Надо спасти царя, которому нечем заплатить армии.

- Но разве царь не в состоянии раздобыть денег сам?! - воскликнул спутник.

- Народ не должен знать, что царь не в состоянии заставить его платить налоги - иначе другой монарх одолеет нашего, и будет еще хуже.

Они вышли из дому и отправились на поиски денег. В первом же доме, куда они постучались, хозяин сказал: - Возьмите все, что у меня есть, ведь я знаю: вы мудры и добры.

Однако мудрец отказался взять у него деньги. Спутник спросил, почему он так сделал? Мастер ответил: - Должен ли я ради спасения царя грабить человека, который отдаст последнее, а после станет позволять себе все, что душе угодно, веря, что купил себе всепрощение?

- Но тогда зачем мы постучались в этот дом?

- Чтобы увидеть, продвинулся ли этот человек в своем внутреннем развитии и способен ли он давать, не покупая.

Во втором доме Мастер из предложенных ему денег взял половину. И снова его товарищ спросил, почему он не взял все или не отказался от денег вообще?

- Потому что на этого человека произведет впечатление, что мы не взяли все. Благодаря этому он со вниманием отнесется к тому, что станет делать и говорить следующий дервиш, который пройдет здесь и который, возможно, будет истинным дервишем.

- Ну, а если бы мы отказались от всех денег, разве это не произвело бы на него еще большего впечатления?

- Не на данного человека. Этот удивился бы, что мы не исполняем свою миссию - собирать деньги для царя.

- А что бы вы сделали, если бы знали точно, что следующий дервиш, который постучится сюда, будет мнимым?

- Я бы настроил этого человека против нас, чтобы на какое-то время предохранить его от излишнего доверия дервишам.

Спустя несколько недель, они собрали требуемую сумму. Теперь товарищ сказал: - Удивляюсь я: почему вы, святой дервиш, не употребили для получения столь неотложно необходимых денег оккультные силы?

Мастер ответил: - Одной из причин было то, что ты сам нуждался в уроках этого путешествия.

- Но, - сказал товарищ, - как может быть, чтобы я вынес что-либо из него, если я все еще продолжаю задавать вам дурацкие вопросы?

- А вот это и есть тот вопрос, который тебе было необходимо задать, - ответил дервиш, - чтобы получить ответ: На этой несовершенной Земле, если уж так получилось, что наши ноги стоят на ней, мы вынуждены применять несовершенные, земные методы. Для того, чтобы позволить себе использовать особые силы, человек должен оказаться вовлеченным в нечто гораздо более значительное, нежели добывание платы для армии - пусть даже это делается, как в данном случае, ради сохранения стабильности целого царства.

Тщеславие Суфийский мудрец велел однажды своим ученикам сообщить ему, что было предметом их тщеславия до того, как они начали у него обучаться.

Первый сказал: - Я воображал себя самым красивым мужчиной на свете.

Второй сказал: - Будучи человеком религиозным, я полагал, что я - один из избранных.

Третий сказал: - Я верил, что могу учить.

Наконец, четвертый сказал: - Я был тщеславнее всех вас, поскольку верил, что могу