Шах Идрис

Волшебный монастырь

одним из заместителей Ходжи и побеседовали с ним, их провели в зал Знания. Там их вниманием на много часов завладели изысканные ритуалы, сложные упражнения и необычная музыка.

На следующий день все они были приглашены к Мастеру, который задал им вопрос: испытали ли они духовный подъем от пережитого накануне.

Друг за другом вставали посетители, которых усадили в центре зала, и заявляли, что это было одно из самых возвышенных переживаний в их жизни. Расположившиеся вдоль стен дервиши, постоянно проживающие в доме, молча наблюдали за происходящим. В зале присутствовали также и другие гости. Когда, наконец, посетители завершили свои речи, заключив их просьбами о принятии в ряды дервишей, заговорил Ходжа.

Вначале он поблагодарил гостей за хвалебные дифирамбы и пожелания здоровья ему и нескончаемого процветания Дому.

Затем он сказал: - Сегодня утром здесь собрались три типа людей. Первые - проницательные, дервиши, знающие, что происходит и не нуждающиеся в разъяснениях. Вторые - недавно прибывшие, которые могут научиться чему-либо, благодаря тому, что находятся здесь. Третьи - гости, прибывшие вчера вечером. И это к вам я обращаюсь на языке людей, потому что вы не услышите языка ангелов. Вы отведали здесь гостеприимства, ритуалов и доброжелательности, но вы не вкусили здесь духовности - что бы вы сами об этом ни думали.

Мы постарались развлечь вас и были гостеприимными, чтобы те из вас, кто желал развлечений, не были разочарованы - как и должны поступать хорошие хозяева. Тем же, кто знает, что это такое, мы обеспечили Непосредственную Связь. Она была и всегда остается доступной на следующих условиях: Она недоступна тому, кого привлекает вкус этого мира - даже если такой человек прикрывается благочестием. Его восприятие сути бездействует.

Она недоступна и тому, кто отвергает благочестие, воображая, что такое отвержение само по себе делает его лучше. Насмешка разрушает внутреннюю способность различать.

Она доступна только тем, кто действительно пробует вкус вина, не жуя при этом бокала - тем, кто способен говорить на языке вина, а не стекла.

До сих пор было время шума, когда внешним голосом о своих поверхностных переживаниях со мной разговаривали губы и язык. Они говорили об удовольствии от упражнений и обрядов, и даже о томлении поисков.

Теперь в пространстве тишины внутренний голос заговорит с внутренним миром тех, в ком этот мир жив. Он будет говорить о тех наших переживаниях, которые простерлись в иные сферы, нежели музыка, пища и упражнения.

Кто спрашивает внутренним голосом, будет услышан внутренним ухом. Говорите же теперь на этом языке.

Человек и животное Мышь пропищала: - Я хочу найти крошки.

Собака пролаяла: - Я пришла сюда за корками.

Простак воскликнул: - Вы, дураки, вам нужен хлеб!

Мудрец заметил: - Но им можно было бы предложить и другой род пищи.

Простак пришел в ярость: - Общим знаменателем их желаний является хлеб, а не пища. Вы чересчур все усложняете.

Очевидное Симаб, когда он был еще совсем молодым, задал как-то раз вопрос сидевшему у дороги дервишу: - Мог бы я совершить нечто такое, что побудило бы людей считать меня святым?

Дервиш поднял голову с колен и, не задумываясь, ответил: - Нет ничего проще.

Симаб стал умолять дервиша посвятить его в эту тайну.

Дервиш сказал: - Тысячи суфиев были убиты благочестивыми людьми за то, что говорили слова, не нравившиеся этим людям. Все, что тебе надо сделать, это изречь нечто непостижимое. Тогда ты по крайней мере в чем-то окажешься в положении, которое свяжет твое имя с именем величайшего святого - Халладжа*. Кто может желать большего?

- Если бы манера поведения и людские верования превращали людей в святых, земли не было бы, а только одни небеса, полные святых.

* Халладж - первый суфийский мученик, казненный за то, что, находясь в состоянии экстаза, произнес Я есмь Истина. Это было сочтено кощунством. (прим. перев.) Узник Однажды некоего человека заключили в тюрьму пожизненно за то, чего он не совершал.

Несколько месяцев он вел себя столь примерно, что тюремщики стали считать его образцовым узником, и ему разрешили некоторые послабления. Его жена прислала ему молитвенный коврик, который она выткала сама.

Прошло еще несколько месяцев, и человек сказал своим охранникам: - Вам мало платят. Если бы вы принесли мне кузнечные инструменты и немного олова, я мог бы сделать кое-какие украшения, так как я кузнец. Вы бы продали их на базаре, а прибыль мы поделили поровну.

Охрана согласилась. Вскоре кузнец выковал украшения с