Шах Идрис

Волшебный монастырь

в своем первоначальном состоянии, он обнаружил, что то, что у него осталось - то, что чего-то стоило - полностью отлично от того опыта, которым он столь гордился в прошлом как признаком происходящих в нем изменений. Тут перед ним опять возник мудрец и произнес: - Теперь, когда ты знаешь, что опытом является не то, чего ты хочешь, а только то, что тебе нужно, что имеет для тебя значение - ты, возможно, сможешь начать учиться.

Противостояние Человек по прозванию Имами прославился своей почти непереносимой критикой по отношению к другим людям. Однажды он надумал посетить суфийского учителя.

- Всю свою жизнь я посвятил противостоянию тем, чьи верования ложны, и борьбе с теми, кто проповедует заблуждения, - сказал он. - Я способен заставить их молить о милосердии - вот какова сила моих правомерных обличений.

Суфий спросил: - Ставите ли вы себя на их место, прежде чем нападать?

- Разумеется, - сказал Имами. - Я это делаю с тем, чтобы обнаружить их наиболее уязвимые места и нападать более успешно.

И тут вдруг суфий закричал. Он столь яростно набросился на Имами, вопя и понося его почем зря и призывая на его злосчастную голову все неприятности на свете, что Имами не выдержал и стал умолять суфия прекратить.

Суфий ответил: - Я сделал это для того, чтобы вы могли действительно ощутить, что чувствуют те, кому вы противостоите, будучи подвергаемы вашим нападкам. Вы говорите, что ставите себя на их место. Но я вижу, что когда я поставил вас на их место - вот тогда вы действительно начали это ощущать.

Научный прогресс Порхая возле окна, мотылек, увидел в комнате свет.

- И когда только вы, мотыльки, зарубите себе на носу: пламя жжется, оно гибельно! - пробурчал паук. - Вас огорчает наличие стекла. Но ведь именно стекло предохраняет вас от гибели!

Мотылек рассмеялся.

- Дед, - сказал он, - я могу ответить тебе две вещи. Первое: ты - пожиратель насекомых, и потому насекомые никогда не последуют твоему совету, будь даже он правдив.

Второе: мы, мотыльки нынешнего поколения, знаем больше, чем ты полагаешь. К счастью, я знаю, что этот восхитительный свет в комнате - холодный. Дело в том, что с твоего времени научное развитие ушло далеко вперед.

- О, я пролезу туда через эту щель и прильну к свету!

С этими словами мотылек протиснулся в комнату.

Некому было остановить его. Не было паутины, сплетенной пауком, которая бы охладила его пыл.

Мотылек запорхал вокруг холодного света в экстатическом танце.

Но научный прогресс действительно ушел далеко вперед.

Лампа была опрыскана жидкостью от насекомых...

Служение Хотя баба Муса-Имран и прожил жизнь богатого купца, к его высказываниям относились как к изречениям святого. Говорят, люди, учившиеся у него, впоследствии выступали в роли учителей в столь отдаленных местах, как Китай и Марокко.

Некий иранец, носивший одеяние странника-дервиша, долго разыскивал дом баба Мусы и, наконец, нашел его. Принятый любезно, он получил задание следить за чистотой оросительных каналов. Три года прожил он в доме, не получая никаких указаний касательно того, за чем пришел. Наконец, он не выдержал и обратился к своему товарищу-садовнику.

- Скажи, могу ли я ожидать, что буду допущен к Пути, и сколько же мне еще ждать? Может быть, я должен сделать что-то, чтобы быть оцененным, как заслуживающий илтифат - благого внимания Мастера?

Этот человек, чье имя было Хамид, промолвил: - Я могу сказать только одно: баба Муса дал нам задание. Выполнение определенной работы знаменует прохождение периода Служения, или Стадии хидмат. Ученик не имеет права выйти за пределы предписания. Сделать это означает отказаться от обучения. Стремление к чему-либо еще или к чему-то большему свидетельствует, что в действительности человек даже еще не подступил должным образом к стадии Служения.

Меньше чем через год иранец-садовник испросил разрешения покинуть дом Мастера, дабы искать свой удел в других местах.

Еще тридцать лет прошло, и в один прекрасный день этот человек оказался в доме своего бывшего товарища, Хамида, ставшего к тому времени Муршидом* Туркестана. Когда Хамид спросил его, есть ли у него какие-нибудь вопросы, иранец встал и сказал: * Учителем, Мастером.

- Я - ваш бывший соученик по Дому баба Мусы-Имрана. Я прервал занятия на стадии хидмат, Служения, потому что мне была непонятна его связь с обучением. Вы тоже в то время исполняли там черную работу и не посещали никаких проповедей или бесед. Могу я узнать, с какого именно момента началось ваше продвижение по Пути?

Хамид улыбнулся и