Шах Идрис

Волшебный монастырь

только тебя. Вот если бы нам с самого начала довелось иметь дело с твоим сержантом - это что-нибудь да значило бы.

Ноши Трех дервишей спросили, почему они выступают против некоего духовного лица, чья речь изобилует массой технических терминов, запутанных интерпретаций и умозрительных спекуляций.

- Он тащит на пир всю тушу целиком, - сказал первый дервиш. - Но кто же может съесть гору несвежего мяса без риска для жизни?

- Он похож на человека из известной истории, - сказал второй дервиш. - Боясь, что не уследит за дверью - как ему было велено, - он таскал дверь на спине, и воры залезли в дом.

- Из-за того, что он алчен до знания, он боится, что у него отнимут хоть что-то, - промолвил третий. - Тяжесть, которую он тащит, делает его несчастным. Но раз он сам несчастен, то ввергает в беспокойство и других.

Самый мудрый тигр Один человек много лет жизни посвятил изучению языка тигров. Затем он осторожно навел справки, желая отыскать мудрейшего из всех тигров, потому что о тех, с кем он беседовал прежде, у него в целом сложилось мнение, что они не очень умны.

Наконец, он нашел возможность увидеться с Мудрейшим Тигром, которому решил задать несколько вопросов.

- Что такое грязь? - спросил он.

- Грязь, - ответил Мудрейший Тигр, - то, что покрывает подошвы ног и, когда высыхает, щекочется.

- А для чего нужны кусты?

- Мы используем их в качестве убежища. Иногда за них цепляются усы.

- В чем главная слабость человека?

- В том, что у него нет когтей.

Человек решил, что все тигры неинтересны, и отправился восвояси, слегка удрученный. Вскоре после того к тигру пришел гепард.

- Чего хотел этот человек, который разговаривал с вами? - спросил он.

О, это просто глупец, - сказал Мудрейший Тигр. - Его вопросы были настолько тривиальны, что я и обращался с ним, как с дурачком.

Не то ведомство Ученик прервал суфия, который пересказывал одну из иллюстрирующих историй Мастеров прошлого, и сказал: - Может быть, это и противоречит правилам поведения в собрании, и даже больше того - тому, как требуется вести себя, когда тебя проверяет твой Учитель, но я вас прерву. Прошу вас не отказать мне в моей нужде: мне необходима информация.

Суфий промолвил: - Мы готовы выслушать вас, хотя, когда вопрос задается в такой форме, он, скорее всего, не принесет пользы ни вам, ни нам.

Ученик поблагодарил суфия и продолжил: - Мой вопрос таков. Мы постоянно заостряем внимание на совершенных свойствах суфийских Мастеров прошлого и на иллюстрациях их мудрости и превосходства над обычными людьми. Но мы ничего не слышим об их недостатках и неудачах. Ведь были же случаи, когда они оказывались неспособными достичь того, к чему стремились. Надо, чтобы равновесие в данном вопросе было соблюдено.

Суфий сказал: - Зеленщик не хранит гнилых яблок - он выбрасывает их на помойку. Тех, кто обращается к врачу с целью увидеть его умерших пациентов, следует направлять в мертвецкую. Если вы желаете инспектировать мусорные ящики этого мира, то вам надо найти мусорщика, чтобы он показал вам место, где они есть. Далеко не всегда можно, рассматривая ломаные линии, узнать что-то о прямых - потому что мир полон именно ломаных линий. Для того, чтобы обнаружить, что в мире существует такая вещь, как прямая линия, ученику следует всего-навсего попытаться провести прямую линию внутри себя самого.

Ваш вопрос - один из старейших в мире. Это в ответ на него впервые возникло изречение: Если вы желаете видеть кривую линию, не ищите линейку.

Ожидания Один из самых выдающихся шейхов всех времен сказал: - Я всегда ставил себе задачу как можно глубже разочаровать тех, кто просился ко мне в ученики. Я опаздывал на встречи. Я бывал ленив и забывчив. Обещая продемонстрировать какое-нибудь упражнение или поделиться тайной, я имел обычай этого не делать.

А теперь давайте взглянем, что было бы, если б я соответствовал ожиданиям ученика. Ученик столь преисполнился бы довольством собой - что ему дано нечто такое, чего другие лишены, - что это довольство только раздуло бы в нем гордыню.

Тот, кто пережил такое разочарование и не ушел, становится способен отмечать действие гордыни в себе. Разочарование не может существовать без ожиданий. На суфийском же Пути разрушаются все ожидания: Предвкушение сладости абрикоса ослабляет эффект его подлинной сладости.

Персональная мудрость - Не хотела бы я быть человеком, - сказала змея.

- Будь я человеком, кто бы запасал мне орехи? - спросила белка.

- У людей, - сказала крыса, - такие слабые зубы; они почти вообще не