Шах Идрис

Волшебный монастырь

вообще перестал его ощущать.

Наибольшее тщеславие Абу Халил Фарфар сказал: - Наибольшее тщеславие состоит в том, чтобы полагать, что ты искренен в своем искании знания, тогда как в действительности ты ищешь личного удовольствия.

- Но как может человек знать, не жертва ли он подобного недуга? - спросил один из присутствующих.

Фарфар сказал: - Он не жертва недуга, если он удовлетворен тем вниманием, которое Мастер уделяет ему. Если он не теряет терпения, не получая этого внимания. Если его спокойствие не нарушается тем, что он видит, как Мастер уделяет свое внимание другим. И если он оценивает любое, малейшее слово или знак, исходящие от Мастера, как должно, а именно - как если бы это было бесценное скрытое сокровище, существующее только для него одного.

Тайное учение Одного из суфийских Мастеров спросили: - В то время как ваши убеждения и ваша школа широко известны, ваше учение тайное, и передается только тем, кого вы желаете к нему привлечь.

Присутствовать на ваших собраниях в качестве наблюдателя никому не разрешается. Такой принцип резко отличается от принципа философов, не просто разрешающих, но даже поощряющих присутствие на своих встречах слушателей любого рода. Как это объяснить?

Мастер сказал: - Свет моих очей! Учение подобно милостыне, ее следует подавать втайне по той причине, что публичное проявление милосердия дурно и для дающего, и для принимающего, и для наблюдающего. Учение подобно питанию, его воздействие не видно в тот момент, когда оно осуществляется. Следовательно, нет смысла быть наблюдателем - кроме как наблюдателем эффекта питания.

Опять-таки, учение не следует представлять себе как нечто отделенное от обстоятельств, в которых оно дается. Поэтому если при сем присутствуют наблюдатели, их присутствие изменяет обстоятельства, а следовательно, и эффективность учения. Если бы присутствие наблюдателей способствовало усилению эффекта учения, и я, и любой другой учитель приветствовали бы такую аудиторию и даже настаивали бы на ней.

Наконец, учение изменяется, как об этом говорится в суфийском афоризме о необходимости верного времени, верного места и верных людей для правильного хода обучения. Даже просто задать вопрос о Знании подобно тому, как погрузить в родник с кристально чистой водой безжизненную плоть. Намерение при этом может быть и благим, но результатом будет отравление воды.

Спрашивающий сказал: - Я понимаю, о чем вы говорите. Но я хотел бы отметить, что обычное обучение не проводится в подобной манере.

Учитель откликнулся: - Дай нам Бог, чтобы в один прекрасный день обычное обучение смогло происходить подобным образом. Если бы это произошло, у нас не было бы необходимости различать суфийское и любое другое учение!

Работа заодно Кто-то спросил Аджмала ибн Арифа: - Можете ли вы привести пример вещей явно противоположных, которые на самом деле действуют заодно?

Аджмал сказал: - Тот, кто поносит подлинных суфиев, явно противопоставляет себя им. Но одновременно он может неосознанно действовать с ними заодно, ибо он навлекает разного рода неприятности на себя самого и в действительности не может воспрепятствовать достойным людям слушать то, что говорят суфии.

- Но не сеет ли он сомнения в сердца благих людей и не зароняет ли предубеждение против истинных суфиев? - продолжал спрашивающий.

- Сомнение, - сказал Аджмал, - сеется в уже имеющееся сомнение. Сердца благих людей - не то место, где действительно возможно посеять зерно противопоставления истинным суфиям.

Дом, ключ к которому утерян Великого суфия спросили: - Насколько целесообразно сегодня следовать практикам, почерпнутым из древности?

Суфий ответил: - Это подобно пребыванию в доме, ключ к которому утерян. Разумеется, можно позвать мастера по замкам. Или это сходно с тем, как если бы вы ели корни, поскольку плод и зерно погибли.

Еще это подобно тому, как если бы вы глядели на усадьбу и представляли себе - от незнания - что дорога, ведущая к ней, и мусорная свалка, и колодец - все вещи необходимые - функционируют сами по себе, как если бы они были растением или живым существом.

Ответ Хали - Разве человек хуже скорпиона?

- Несравнимо. Всякий знает, что у скорпиона есть жало. Но жало человека может заключаться в словах, которые кажутся привлекательными. Надо хорошо узнать человека, прежде чем поймешь, не являются ли его слова жалами. Разве обязательно так же хорошо знать скорпиона?

Ритуалы Человек по имени Халил сказал: - Я ждал много лет, пока мне разрешат принять участие в церемониях, священных танцах и музыкальной