Шах Идрис

Волшебный монастырь

где жил чесавшийся, пришел мудрый человек. Люди привели страдальца на центральную площадь, чтобы мудрец осмотрел его.

Мудрец долго молчал. Затем он произнес: - Данный индивидуум чешется, - сказал он. - Вы попросили меня выяснить причину этого. Я обдумал проблему и могу дать ответ. Этот человек чешется, потому что у него зуд.

История Овсяндии Жил однажды на свете человек, который воспринимал овсянку как начало и конец всего. Основания, побудившие его к подобному умозаключению, не обсуждаются его многочисленными последователями: данная премудрость для них самоочевидна. Что же до критиков, которые все, как один, разумеется, пристрастны, то они не перестают обсуждать вопрос: произошло так оттого, что его имя по случайности было Авена, что по-латыни означает овес, - или же дело было в том, что им просто овладел род тщеславия, коренившегося в его картине мироустройства.

Как следует из древних хроник - если мы склонны им верить, - он, несомненно, любил овес. По его мнению, овес был прекрасен, вкусен, полезен и обладал разносторонними возможностями. Довольно скоро он убедил многих людей в этих, а также во многих других достоинствах овса. Человек этот был, конечно, отмечен печатью идеализма, но кроме того обладал логическим мышлением, был самоотверженно предан своему делу и прожил жизнь, достойную подражания.

Даже простая каша-овсянка, как он легко был способен продемонстрировать, давала широкие возможности равно для практического и теоретического применения, развития, изобретения и даже для лиризма. Он сам и его ранние сподвижники возделывали овес, нюхали его, смолотый в порошок, и использовали в качестве примочек и пластыря. Вскоре было открыто, что овес может быть полезен в таких разнообразных вещах, как клей, кирпичи, изготовление бумаги, кормление крыс и отправление религиозных обрядов. Печением, пилением, крашением, а также посредством воздействия на него тысячей иных способов, поколения неустанных и героических экспериментаторов доказали, что обнаружено вещество, способное служить средством освобождения человека, и переводящее его жизнь в новое качество.

Уже сама обширность сферы применения овса побуждала людей к еще большим достижениям. Кто бы посмел сомневаться в ценности и, вне всякого сомнения, незаменимости подобного открытия? Всю цивилизацию оказалось возможным рассматривать, как основанную на овсе. И в культуре человечества значительную роль играли аналогии, символы и иные, еще более утонченные связи с овсом.

Многие из этих достижений еще не успели возникнуть, а создание Овсяндии уже было предопределено. Поначалу она именовалась Страной всех овсов - имея в виду исключительную плодовитость овсяного гения. Однако позже, когда само слово овес начали использовать - и это было вполне логично - для обозначения совершенства, страну стали называть Овес всех земель.

Овсизм превратился в самоценную, автономно существующую систему, поскольку его результаты основывались на его исходных положениях, а исходные положения обосновывались его результатами.

В Овсяндии была принята определенная форма обучения, и это была единственная форма обучения, принятая там. Кому бы взбрело в голову строить школы, если бы не было необходимости передавать овсяность? Как бы вообще могла развиваться цивилизация, не будь овса и институтов, обучавших овсяности с тем, чтобы юное поколение могло пользоваться плодами наследия овсизма, ради которого столь многие страдали и во имя построения которого столь многие трудились столь долго?..

Если бы школьное дело не было поставлено должным образом, человек, несомненно, так и остался бы погрязшим в невежестве и развращенности. Немыслимо представить себе, что мог бы существовать иной путь развития! Действительно: какой другой путь может быть, если все мы знаем, что человек нуждается в овсе, живет овсом и думает овсом? Разве не овес является его наиважнейшим благосостоянием и гарантией независимости его мышления? И разве желудок человека не отвергает все иное?

Кое-кто из возможных инакомыслящих, не поддерживающих идеи овсизма, полагает, что в действительности человек способен переваривать и иную, нежели овес, пищу. Надо сказать, что обоснование подобной спекуляции на редкость остроумно. В нем утверждается, что человек способен переваривать один лишь овес, потому что он ел один лишь овес в течение столь долгого времени, что тот стал его ограничением. Опасный характер естественного вывода из этого абсурда состоит в том, что человек может попытаться отучить себя от овса или, более того, начать мало-помалу