Шах Идрис

Волшебный монастырь

насколько богаче может стать жизнь, если в ней будет место музыке, - сказал человек.

- Каждый, кто постигает наш секрет, - промолвил соловей, - сталкивается с недоверием почти всех остальных людей и страдает от него. Бывает даже, ему приходится претерпеть нечто худшее.

Однако человек не обратил на это внимания. Он вернулся домой и сказал своим приятелям: - Я могу сочинять музыку.

Но эти люди никогда не слышали музыки, и потому для их ушей она звучала резко и неприятно.

- Перестань! - закричали они ему. - Это глубоко оскорбляет наше эстетическое чувство!

Они стали расспрашивать его, где это он приобрел такое омерзительное умение, не имеющее ничего общего с тем, что, как они знали, сообразовывалось с правилами приличия и служило наслаждению.

- В далекой стране. Более того, я получил его от певчей птицы - соловья.

Они поскорей казнили его, ибо, будь даже на свете действительно соловьи (а каждый знает, что птицы - плод воображения), совершенно очевидно, что музыка - вещь премерзкая.

К счастью, эта история не про нас, а все больше про тех глупцов из Страны дураков.

Чувство смысла Одного суфия спросили: - Почему люди не обладают чувства смысла?

Тот сказал: - О подающий надежды! Если бы они не обладали чувством смысла, они вообще не были бы похожи на людей. Люди, которым недостает чувства смысла, разрушают все и вся, или же они совершенно пассивны по отношению к окружающему.

Сознавать наличие в себе чувства смысла - вот это уже совершенно иное дело.

Зерно Цыпленок пожелал превратиться в лисицу - и его желание волшебным образом исполнилось.

Вслед за тем он обнаружил, что не переваривает зерна.

Ошибки Одного суфия спросили: - Почему вон тот дервиш делает все наперекосяк?

Он ответил: - Если бы он не делал все невпопад, перед ним либо преклонялись бы, либо его не замечали. Он совершает ошибки таким образом, чтобы у людей возникал вопрос: Почему он делает то, что делает? - Но в чем преимущество такого метода? - продолжал спрашивающий. - Ведь он не объясняет своих действий?

- Преимущество его состоит в том, что благодаря этому люди могут видеть не человека - такого, каким они себе его воображают, а то, что он собой представляет, что стоит за ним.

Разноречивое поведение Я присутствовал при том, как посетитель испросил дозволения задать Райс-и-Кабиру вопрос, и тот дал его.

Посетитель сказал: - То, что я о вас слышал, не позволяет мне относиться к вам с доверием. Вы ведете себя нарочито вызывающе и тем ставите окружающих вас людей в сложное положение. Даже ваши друзья признаются, что не знают, как вас защищать. Если ваше поведение будет таким разноречивым, ваше имя не останется в памяти людей - даже несмотря на ваши достижения.

Райс ответил: - Дорогой друг, одна из целей разноречивого поведения - сделать так, чтобы люди обратили внимание на то, как легко они поддаются его воздействию. Тот, на кого легко воздействуют моя улыбка или хмурый взгляд, подобны перекати-полю: любой порыв ветра несет их неведомо куда, вне зависимости от их собственных свойств.

Нарочитая манера поведения, заставляющая людей чувствовать себя неловко, ничего не говорит о человеке, который так себя ведет, но много говорит о том, кто при этом чувствует себя неловко. Друзья, ищущие способа защитить кого-либо, служат интересам этого человека в том случае, если защита действительно необходима защищаемому. Если же акт защиты необходим самому защитнику, - он действует в интересах своего собственного эго, а не в интересах того, кого он защищает.

Посетитель сказал: - С моих глаз спала пелена. Я признателен вам и приношу извинения. Эти истины знакомы многим, но как мало тех, кто усваивает их!

Райс-и-Кабир сказал: - Если истину усвоил хотя бы один человек, это означает, что знание уже представлено среди людей. И если оно сохраняется таким образом, с тем, чтобы когда-нибудь - за пределами нашего времени - стать всеобщим, разве это само по себе не великое благо?

И он привел такую историю: - Человеку с мешком пшеницы на спине, пробиравшемуся затопленной землей, сказали: - Брось свой бесполезный груз, спасайся сам!

Он ответил: - Если я потеряю то, что бесполезно теперь, но будет самым важным в будущем, спасение моей жизни потеряет всякий смысл.

Трудность Один из суфиев древности заявил: - Наиболее трудно учить людей трех видов: тех, кто в восторге от того, что чего-то достиг; тех, кто, научившись кое-чему, впал в депрессию от того, что не знал этого раньше, и тех, кто настолько озабочен желанием ощущать свой прогресс, что