Шах Идрис

Волшебный монастырь

Но тот, кто ищет свет, воспринимает его и без посредства мрака.

Коза Некогда была на свете страна, где почти совсем не знали коз. Надо заметить, что слышали о них все, однако до тех пор коз никогда еще туда не завозили. Вот почему поголовно все в этой стране так много думали и размышляли о козах.

Недостаток достоверных сведений не мешал ученым той страны собирать, сравнивать, отсеивать и преувеличивать все обрывки сведений, которые к ним попадали.

Те, кого увлекала идея существования коз - что вполне естественно при таком положении дел - звались верующими.

В результате сосредоточения интеллектуальной и эмоциональной жизни вокруг изучения коз буквально каждый считал себя обладателем основательного знания о козах. Некоторые полагали даже, что последнее слово в области знания о козах уже сказано.

В один прекрасный день границу этой очаровательной страны пересек человек. И с собой он вел - козу.

- Она наша по праву! - заявили священнослужители-козопоклонники.

- Она наша, мы будем изучать ее! - объявили ученые-козологи.

- Она наша, мы съедим ее! - завопили остальные - те, кто не смогли придумать ничего более путного.

Обладатель козы изумился и сказал: - С какой это стати она может быть вашей, когда она моя? Если она так вам нравится, купите ее у меня и делайте с ней все, что хотите.

Кто-то взвизгнул: - Как можно продавать нечто столь значительное и редкое, как коза?

И по этой, а также по другим причинам было решено, что данное животное - не коза. Но одновременно это, естественно, означало, что его обладатель - мошенник. Животное выглядело именно так, как, по их сведениям, должна выглядеть коза, но это, несомненно, была фальшивка.

Ученые и законники постановили, что этот человек должен быть наказан, и бросили его в тюрьму.

Козу поместили на помост, дабы проверить ее сверхъестественные свойства, а также для изучения общественного мнения по ее поводу.

Лишенная пищи, она стала чахнуть и в конце концов сдохла.

Это послужило доказательством того, что она не являлась подлинной козой, и что это животное было для жителей данной страны бесполезно.

Слабоумный учитель К одному суфию пришел молодой человек, который обладал суждениями о многом, но имел мало подлинного жизненного опыта. Когда они пробеседовали с час или два, присутствовавшие стали замечать, что суфий говорит все более и более тупоумные вещи.

Вскоре молодой человек уже с трудом сдерживался и про себя обзывал суфия дебилом.

Когда, наконец, юноша ушел восвояси, присутствовавшие стали умолять суфия объяснить, почему он так вел себя. Но он ничего не говорил и только улыбался.

Некоторые решили, что суфий одряхлел и более не способен должным образом вести себя с посетителями.

Как-то раз, когда суфию понадобилась история для иллюстрации, он вернулся к данному предмету.

- Кое-кто из вас помнит, как некоторое время назад сюда пришел молодой человек, и я вел себя с ним как старый маразматик. Все дело в том, что им двигали одни только суждения. В тот момент он не обладал способностью воспринять опыт. Преодолеть барьер, воздвигаемый его суждением, было выше моих сил. Объяснить ему этого я не мог: он просто предположил бы, что я движим намерением раскритиковать его. Ему нужны были сведения, а не знание (малумат, а не марифат).

Поскольку он являлся моим гостем, у меня были определенные обязанности по отношению к нему. Долг хозяина - дать гостю то, чего тот желает. Единственной услугой, которую я мог ему оказать, было выявить его высокомерие и довести проявление его грубости до такой степени (независимо от того, каким предстану я сам), чтобы он оказался в состоянии увидеть свои собственные проблемы и отторгнуть их.

Дурак Жил да был человек, который в одном случае поступил правильно, а в другом неправильно - именно в такой последовательности.

Первый поступок заключался в том, что он сказал дураку, что тот дурак.

Второй - он не обратил внимания на то, что стоит у края глубокого колодца.

Передача знания Один человек сказал Ардабили: - Поразительные вещи, которые рассказывают о беседах Мастеров с учениками, способствуют моему сердечному просветлению. Но одно мне не ясно.

- Что же именно? - спросил суфий.

- Вы рассказываете о поступках, но далеко не всегда об обстоятельствах, в которых они совершаются. Иногда вы говорите об обстоятельствах, но опускаете имена участников. Подобные пропуски весьма далеки от традиционной пунктуальности летописцев.

Ардабили сказал: - Мой обворожительный друг! Если бы я явил вам ангела, было бы вам