Элизабет Хейч

Посвящение (Часть 1)

лице: 'Я есмь то, что я есмь'. Но будь внимательна: недостаточно

ни думать, что ты есть, ни чувствовать это; ты должна быть тем, что

ты есть в своем истинном внутреннем 'я'. Такова задача твоей

концентрации перед посвящением'.

Так я вступила в долгую полосу моей жизни, посвятив себя этим двум

задачам: обретению собственной сущности и умению хранить молчание.

26. Древо познания добра и зла

Наконец, я овладела искусством хранить молчание, но при этом обнаружила,

что овладела также искусством речи. Ибо молчание означает отсутствие

речи, а речь -- нарушение молчания, то есть молчание и речь --

две стороны одного и того же целого, наподобие двух сторон монеты,

которые нельзя разделить.

Когда в очередное посещение храма я сказала об этом Птахотепу, он

подтвердил, что я права и подвел меня к белой каменной стене. Указывая

на нее, он сказал: 'Ты не видишь на этой белой поверхности ничего,

но это Ничто содержит Все: сейчас то и другое образует полное единство,

до разделения которого в нем ничего нельзя различить. Теперь я рисую

здесь зеленой краской лист, форма листа уже существовала там, на камне,

но ты не могла опознать ее до того, как я сделал рисунок. И это потому,

что положительная форма листа и отрицательная природа фона находились

в покое, неподвижности, внутри друг друга. Они были совершенно идентичны.

Форма листа еще не отделилась от Всего, содержащегося в Ничто. Когда

же лист появился на стене, он отделился от Всего, и поэтому мог быть

узнан. И вот что очень важно: лист появился в зеленом цвете, это означает,

что он оставил позади себя во Всем свою форму в своем дополнительном

цвете, в данном случае красном, как свое невидимое изображение. Все,

что ты видишь вокруг, может быть узнано только потому, что отделилось

от своей дополняющей половины, которая осталась сзади, в невидимом,

непроявленном состоянии. Можно достичь знания только сравнивая две

стороны -- положительную и отрицательную, которые отделились друг

от друга. Пока они находятся вместе, покоясь друг в друге, ты ничего

не можешь узнать. Весь видимый мир познаваем лишь потому, что он выделился

из единства, в котором Ничто и Все покоятся одно в другом, единства,

которое мы называем Богом. Вещи вокруг нас познаваемы, так как положительное

кажется отделенным от отрицательного и мы можем их сравнить. Восприятие

возможно лишь при расколе единства на две половины: одну -- проявленную

и другую -- непроявленную, ее отражение и дополнение, так что обе

они познаваемы через сравнение.

Поэтому молчание не может существовать без речи. Когда ты говоришь,

негативная сторона слов, молчание, стоит позади в непроявленном состоянии,

а когда ты молчишь, непроявленной остается позитивная сторона молчания,

слова. Ничто не может проявиться и быть узнанным, если только его

противоположная, дополняющая половина не будет одновременно присутствовать

в непроявленном состоянии. Если проявляется положительная половина,

то отрицательная остается непроявленной и наоборот. Они обе связаны

навечно. Их разделение -- лишь видимость, так как даже если они

выпадают из всеединства, они никогда не существуют друг без друга.

Неразделимое божественное единство проявляет себя всегда и всюду:

даже в этом кажущемся разделении оно продолжает быть активным в виде

вездесущей силы притяжения между положительным и отрицательным. И

то и другое стремится вернуться к своему первоначальному состоянию

-- к божественному единству, и рано или поздно их соединение и

возвращение к божественному единству произойдет. Внутренняя сила,

присущая всему существующему и ведущая каждую созданную форму к

первоначальному состоянию, есть то, что мы называем Богом.

Все созданное, весь видимый мир вокруг нас подобен дереву. С правой

стороны оно приносит положительный, добрый плод, с левой -- отрицательный,

дурной. Но обе стороны принадлежат одному и тому же дереву, происходят

из одного и того же единства. Добро и зло возникают лишь при выделении

из единства, которое само по себе не злое и не доброе, но божественное.

Только через разделение возможно познание, значит, познаваемый мир

должен состоять из добра и зла. Если бы это было не так, его нельзя

было бы узнать, и он вообще не мог бы существовать.

Все сотворенное есть древо познания добра и зла! Но творец -- Бог

-- не половина, выпавшая из единства, Бог -- само это единство.

Он стоит над всеми сотворенными формами, отпавшими от единства, Он

-- Ничто, из которого