С. В. Гордеев

История религий и суеверий

Африки, Америки и Австралии. В одних случаях заклинатель обращался к какому-либо реальному предмету (фетишу), в который вселился дух. В других — обращение шло «в никуда», предполагая наличие духов во всем окружающем пространстве. Иногда было сочетание того и другого. Как правило, древние народы верили в существование Великого Духа, или высшего существа, с которым они пред¬почитали советоваться, а не мо¬литься. Просьбы в виде молитвы появились значительно позднее. В древние времена люди обра¬щались к богам в знак уважения за советом, а не за помощью. Каждый народ почитал своих собственных духов-покровите¬лей. Индейцы поклонялись Ма-ниту, южноафриканские племе¬на банту общались с Модимо. Как правило, простейшие заклинания умел произносить почти каждый член дикого племени. Однако когда дело касалось самых важных вопросов, то всегда использовались действия опытного профессионального колдуна. Считалось, что именно он являлся особым посредником, который имел очень большие преимущества, пользуясь особой благосклонностью духов. Таких специалистов сибирские народы называли «шаманами», индейцы племени дакота — «мускихивинини», индейцы племени винебага — «мадэвинини», африканские зулу¬сы — «изиниянга», африканцы племени Бечуан — «нгаками». Древние маги умели многое: могли вызвать дождь, вылечить от любой болезни, предсказать будущее. К ним обращались по любому поводу, чтобы обеспечить счастливые предзнаменования или благополучный исход войны, отомстить врагам или оградить от опасности. Своим ритуальным искусством маги вселяли, уверен¬ность и силу.

Существует бесчисленное количество древнейших ритуальных церемоний. Особое место среди них занимают праздничные церемонии или обряды посвя¬щения. Например, в индейском племени винебага это действие называлось «зна¬харским праздником» (Medic infest) и посвящалось приему новых членов в сооб¬щество профессиональных знахарей. Праздник мог быть устроен в любое время года, когда находилось несколько кандидатов, имеющих способности к народной медицине. Сначала посылались приглашения старейшим членам сообщества. Остальные приезжали без приглашения и строили огромный шалаш так, чтобы в нем могли уместиться все участники. Будущие знахари перед посвящением должны были поститься три дня. Более того, в течение поста они проходили «обряд потения» — их закутывали в теплые одеяла и со всех сторон окуривали специальным дымом. В назначенный день собирались гости — наиболее име¬нитые знахари из соседних племен. Главный знахарь-распорядитель отводил посвящаемых в потайное место и открывал им все таинства профессионального искусства. Затем начиналась главная церемония. Вдоль стен большого шалаша рассаживался народ. Туда выводили посвящаемых, и начинались торжественные речи. Периодически речи прерывались темпераментными плясками, и по сигналу старшего знахаря присутствующие кряхтели и кашляли. После этого каждый участник церемонии делал вид, что выплевывает маленький камушек, который

называли «врачебным камнем». Индейцы вери¬ли, что врачебный камень постоянно находится в желудке профессионального знахаря и может появляться на свет только в особо торжественных случаях. В конце представления каждый посвя¬щаемый получал знахарский мешок, сшитый из шкур, а в рот ему клали новый врачебный камень. Затем обряд посвящения заканчивался, и канди¬дат считался принятым в профессиональное братство. Знахарский мешок содержал множество дико¬винных вещей: там были коренья, различные части животных и природные минералы. Встречались са¬мородки металлов и даже щепки деревьев. В мешке имелись самые необходимые вещи, которые могли пригодиться для лечения больных.

Старинные методы лечения были очень ори¬гинальны. Например, огромным авторитетом у ин¬дейских знахарей пользовалось большое врачебное животное. Это доброе существо, которое помогало лечению любых недомоганий. Его никто никогда не видел. Считалось, что врачебное животное появля¬ется только, во сне самого лекаря, помогая ему в про¬фессиональной практике. Появление врачебного животного было хорошей приметой. Если оно при¬снилось, значит, лечение будет удачным.

Само лечение осуществлялось в виде ритуаль¬ного представления. Сначала индейский знахарь несколько раз обходил постель больного, постепенно ускоряя свои движения. Затем он начинал пляску, шу¬мя погремушкой и ударяя в небольшой барабан. При помощи таинственных движений знахарь «беседовал» с духами, руками «вынимал» у пациента болезнь, про: гонял злых духов из различных частей его тела. Про¬должая свою пляску, знахарь доводил себя до