С. В. Гордеев

История религий и суеверий

♦ Начальник филы (руководитель регионального отдела).

♦ Верховный жрец — хранитель ритуала (старший жрец одного из храмов).

♦ Счетовод храма (бухгалтер и казначей).

♦ Хранитель ритуала (священник для выполнения цере¬моний).

♦ Жрец-бальзамировщик (помощник священника).

♦ Царский жрец для ритуальных очищений (врачеватель, смотритель купален).

♦ Охранники, привратники, слуги.

Как видно из названий, в египетских храмах выполнялись не только риту¬альные действия, но и различные образовательные, и лечебные мероприятия. Каждый храм служил особым культурно-развлекательным центром, где было можно не только провести время, но и кое-чему научиться. Древнее название храма «дом жизни» указывает на его истинное назначение.

Египетские жрецы составляли основу государства. Они носили простую одежду из льна и сандалии из папируса. Другую одежду или какие-либо украше¬ния им носить не позволялось. Трижды в день и дважды ночью они омывались хо¬лодной водой. Вероятно, такой образ жизни позволял им всегда иметь ясный ум и поддерживать идеальную чистоту тела. Во многих религиях священники носят длинные волосы, а египетские жрецы, напротив, брились наголо. Каждые три дня они брили все тело и голову. Согласно древнему учению, волосы действуют как мелкие антенны, распыляя в пространство полезную жизненную энергию. По¬этому считалось, что отсутствие растительности на теле позволяет максимально сконцентрировать свою энергию и более хорошо служить богам.

Все жрецы объединялись в отдельные группы. Каждая группа (фила) насчи¬тывала более 300 человек. В ней было 40 жрецов. Остальные члены филы выпол¬няли обязанности писцов, художников и слуг. В прямые обязанности жрецов вхо¬дило три раза в день осуществлять публичные ритуалы. После захода Солнца и до полуночи они выполняли таинственные мероприятия внутри храма. Титулы еги¬петских жрецов создавались в течение многих поколений. Они называли себя:

♦ Величайший из мастеров.

♦ Величайший из учителей.

♦ Величайший из смотрителей.

♦ Высочайшая тайна Божьего жезла.

♦ Высочайший из жрецов ритуала.

♦ Высочайший писец божественного слова (жрец, разбирающийся в тайно¬писи).

В самом расцвете древней цивилизации жрецы и служители храмов состав¬ляли почти треть населения всей страны. С одной стороны, это, конечно, отвле¬кало мужское население от хозяйственной деятельности. Но с другой —такое распределение творческих сил позволяло максимально активизировать умствен¬ную и научную работу. Хозяйство велось настолько рационально, что древний Египет стал самой высокоразвитой и могучей страной древнего мира.

ЧАСТЬ 4. ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН

Города-государства древних шумеров; последняя ошибка Александра Македон¬ского; причина вавилонского столпотворения; как жрецы оживляли статуи богов; экзотические путешествия в «Страну без возврата»; месопотамские врачеватели; появление астрологии; гадание на разноцветных собаках.

На территории современного Ирака, между реками Тигром и Евфратом, 6000 лет назад «внезапно» возникли города таинственного народа, который назы¬вал себя «шумеры». Их происхождение неизвестно, а язык не имеет аналогов в мире. Каждый город имел свое правительство и, по сути, являлся отдельным городом-государством древней Месопотамии. Правителем каждого города, как правило, был Эн (верховный жрец главного храма). Иногда его замещал Лугаль (главный военачальник города). Города были обнесены мощными кирпичными стенами. Внутри крепостной стены было множество храмов и других мону¬ментальных сооружений. В городах жили ремесленники, а на окрестных полях работали земледельцы. Жилища простых горожан строились из трост¬ника или других легких материалов. Они напоминали дома современных «болотных арабов» на юге Ирака, пост¬роенные из связок камыша.

Среди нескольких десятков городов-государств наиболее известны Ниппур, Уреду, Киш, Урук, Умма, Ур, Лагаш. Примерно 4000 лет назад предводитель пле¬мени амореев, вавилонский царь Хамурапи (1792—1750 гг. до н.э.), завоевал ряд независимых городов и объединил Месопотамию в единое государство. Однако потом это государство разделилось на две части. На юге была Вавилония, а на севере — Ассирия. Позднее под натиском враждебных племен Ассирийская импе¬рия распалась. Вавилон просуществовал до 539 года до н. э., когда был оконча¬тельно завоеван