С. В. Гордеев

История религий и суеверий

широкое распространение имел культ камней и скал. Друиды возвели многочис¬ленные дольмены (погребальные помещения, постро¬енные из огромных валунов) и менгиры (ритуальные каменные столбы, врытые в землю). Культовые соору¬жения назывались мегалитами (от греческого «мега» — большой, «литос» — камень). Древние храмы в честь Солнца и Луны строились под открытым небом без стен и крыш. Древнейшие мегалиты сохранились в Стоунхендже (Англия) и в Нью-Грейндже (Ирландия).

На востоке Европы проживали многочисленные племена древних славян. Славянские народы верили, что окружающий мир наполнен волшебством. Высо¬ко в горах обитал зловредный Змей. На лесной поляне стояла изба Бабы Яги, кони умели говорить человеческим голосом. Вера в чудеса называлась «язычество» — от слова «язык», которым обозначали народ одной национальности. Древние язычники поклонялись природным стихиям. Они верили, что произошли от ди¬ких животных, поэтому уважали зверей как собственных предков. Хозяином леса считался медведь. С пробуждением медведя от зимней спячки славяне связывали весеннее пробуждение природы. Медведь считался самым мудрым зверем и за¬щитником от всевозможных бед. Имя священного медведя было столь почитаемо, что его не произносили вслух. Его называли Михайло Потапычем, Топтыгиным или Мишкой. Богиней плодородия была Олениха (лосиха). Ее рога являлись символом солнечных лучей. Полагали, что оленьи рога, прикрепленные над вхо¬дом в избу, защищают от любого колдовства. Женщины носили кичку — головной убор с рогами, сделанными из ткани. Кичка возвеличивала свою владелицу, упо¬добляя ее богине плодородия.

Позднее вместо медведя хозяином леса стал Леший. Ему, как покровителю охоты, дарили часть дичи. Славяне верили, что умиротворенный Леший может выручить из беды. Рассерженный Леший заведет в чащу и погубит. В лесных водо¬емах обитали русалки — богини влаги и плодородия. Каждое утро они бродили по полям, выливая росу из волшебных рогов. В летние ночи русалки любили выхо¬дить из воды и качаться на ветвях деревьев. Если русалки встречали мужчину, то могли защекотать его до смерти.

Домашним божеством считался Домовой, который жил либо за печью, либо в лапте. Его любили и уважали. В новый дом переносили в горшке с углями из старой печи. Домовой был очень справедлив: за лень он наказывал бедой, а трудо¬любие поощрял новыми успехами. Изображения Домового, вырезанные из дере¬ва, назывались чурами. Если бывало страшно, то говорили: «Чур, меня» (то есть «Домовой защити меня!»). Домовой жил в избе, во дворе обитал Дворовый, в хле¬ву — Скотник, а среди зерна и сена — Овинник. Это были добрые духи, которые оберегали хозяйство. Самым злым духом считался Банник, которого пытались задобрить, оставляя подарки внутри бани.

Славяне-язычники имели собственных жрецов. Их называли волхвами. Существовало поверье, что волхвы могут все. Волхвы занимались чародейством — заговаривали чару (чашу), наполненную водой. Они знали заговоры на все случаи жизни. Волхвы-облакогонители могли превращаться в волков, забираться на не¬бо и гнать облака. Волхвы были искусными мастерами: они делали волшебные Украшения, амулеты и даже идолов.

Славяне имели множество праздников. Новый год встречали 1 января. Считалось, что-, как год встретишь, таким он и будет. Поэтому старались встречать Радостно. Лучшим временем для гаданий являлся период до Крещения (с 1 до 19 января). Девушки гадали, каким будет суженый и скоро ли свадьба. Колядование осуществлялось вечером 6 января. По деревням ходили молодые люди и пели обрядовые песни, желая всем благополучия. В благодарность за добрые пожелания их щедро одаривали едой. Полагали, чем обильнее угощение колядующим, тем сытнее будущий год. В конце февраля и начале марта целую неделю праздновали Масленицу. Пекли блины, символизировавшие Солнце, набирающее силу. В конце праздника делали большую соломенную бабу и долго плясали вокруг. Затем куклу разрывали на кусочки и разбрасывали по полям, чтобы будущий урожай был богатым. В последующее время наступала пора свадеб: их старались делать весной. 6 мая отмечали день Егория. В этот день впервые после зимы выгоняли на поля скот. На 50-й день от Пасхи праздновали Троицу, встречали лето. Главным летним праздником был день летнего солнцестояния 24 июня (по старому стилю). Позднее его заменил праздник «день Ивана Купалы», отмечавшийся в июле. В эти дни плели венки, гуляли и гадали. В начале августа чтили Перуна — бога грома и дождя. Чтобы умилостивить небесного громовержца, приносили в жертву быка, которого потом съедали всей деревней.