С. В. Гордеев

История религий и суеверий

— очень необычная земля. Омываемый водами Карибского моря, полуостров является самым засушливым местом мате-Рика. Индейское слово «Маауя» означает «земля без воды». Примерно 5000 лет назад там возникла великая цивилизация Майя.

По мнению жрецов майя, человек произошел от кукурузы: «Когда-то все спа¬ло. В пространстве не было земли, ни времени, ни океана. Однажды на Востоке дни родились и время начало отсчет. День первый создал небо и всю зем¬лю. Второй день создал лестницу, используя которую спускался дождь с небес. День третий породил прили¬вы и отливы, используя которые раз¬лился океан. В четвертый день родил¬ся горизонт, соединив между собою землю с небом. В день пятый по¬явился смысл жизни и указал, что все должны работать. На день шестой за¬жегся первый свет. Седьмой создал материки. Восьмой установил порядок в мире. Девятый создал подземелья. Деся¬тый сделал путь под землю тем, кто подло жизнь прожил и ядовит душой. Один¬надцатый день от Солнца создал камни и леса. На день двенадцатый подули вет¬ры. От ветра духи появились. На день тринадцатый полился дождь и, увлажнив всю землю, создал человека. Сначала люди делались из глины. Но быстро разру¬шались, прежде чем начинали ходить. Потом создали деревянных кукол. Но вы¬яснилось, что они глупы и неуклюжи. Тогда Бог взял маиса (кукурузы), размял как тесто и слепил людей. Маисовые люди стали жить на свете. Но были слишком любопытны, везде совали нос и видели гораздо больше, чем должны. Тогда Бог напустил тумана, и человек стал видеть лишь до горизонта...» Согласно древней легенде, мир создавался четырежды, но трижды разрушался Всемирным потопом. Вначале появился мир карликов. Солнце еще светило слабо, и в полнейшей тем¬ноте карлики построили большие города. Затем последовал первый потоп, и во втором мире остались жить самые изворотливые, которые спаслись от этого на¬воднения. Третий мир был освоен самими майя, которых также смыло водой. Чет¬вертый, современный мир составляют потомки древних майя, которые смеша¬лись с другими племенами. С тех пор потомки майя ждут следующего потопа.

Вначале бог Хунаба-Ку создал четыре кукурузных человека Балам-Кице, Ма-хукутаха, Балам-Акаба и Ики-Балама. Затем, как и следовало, были созданы

четыре прекрасные женщины: Каха-Палуна, Чо-миха, Цунумиха и Какишаха. В работе богу помо¬гали лиса, койот, попугай и ворона. Они носили кукурузу, из которой бог лепил свои творения. По¬чатки были желтые и белые. Из белых делали муж¬чин, из желтых — женщин.

Главным богом считался владыка небес Итсамна. Он изображался колоритным бородатым стариком. Считалось, что Итсамна был первым жрецом, который создал иероглифы и написал первые мистические кодексы. На втором месте был бог дождя Чак. От него зависел весь будущий урожай. Третьим по популярности являлся бог кукурузы Йум Каах. Он изображал¬ся как молодой человек с деформированной головой. Считалось, что его голова распухла и потеряла свою форму от сильной заботы о хоро¬шем урожае. И, наконец, весьма важным был бог смерти Ах Пуч, который имел довольно устрашающий вид. Жрецы майя создали несколько точных

календарей. Из них наиболее известны два. По солнечному календарю год имел 365 дней и делился на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Там же был дополнитель¬ный месяц, продолжительностью всего 5 дней. Второй календарь — ритуальный. Он состоял из 260 дней, и счет велся промежутками времени по 13 дней. У каж¬дого дня обоих календарей был свой бог-покровитель. Майя имели оригиналь¬ную циклическую систему летоисчисления: все годы проходили полный цикл (по кругу) и снова возвращались в исходную позицию. Цикл повторялся через 52 года.

Вся жизнь древнего народа проходила в ожидании очередного ритуального праздника. Подготовительные мероприятия состояли из четырех этапов:

1.Сначала шли пост и воздержание.

2. Затем жрец, находившийся в состоянии озарения, выбирал наилучший день проведения праздника.

3.Потом готовили будущее место праздника. Там изгоняли злых духов, читали заклинания и окуривали идолов.

4.В назначенный день проводилось главное праздничное мероприятие — жертвоприношение.

У народа майя существовало поверье, что мировой порядок поддерживается богами только за счет жертв. В древнейшие времена майя почти не практиковали человеческих жертвоприношений. Обычно к божественному алтарю приносили украшения, животных, рыбу, различные фрукты. Однако в наиболее важных случа¬ях богам приносили человеческие жертвы. Обычно такое мероприятие устраивали на верхней площадке пирамиды. Жертву разде¬вали и окрашивали в голубой цвет. Затем