С. В. Гордеев

История религий и суеверий

персидским царем Киром II.

История и обычаи Вавилона — это Целый мир загадок и тайн. Античный историк Плутарх рассказывает, что когда Александр Македонский после знаме¬нитого похода на Индию остановился в Вавилоне, то начал мучиться дурными предчувствиями. С каждым днем они возрастали. И вот однажды он увидел на собственном троне другого человека, одетого в царские одежды. Александр спросил незнакомца, кто он. Самозванец ответил, что послан египетским богом подземного царства Сераписом для того, чтобы донести некое знамение свыше. Александр рассмеялся и велел каз¬нить самозванца. Но вскоре после этого сам заболел лихо¬радкой и умер. Неуязвимый в сражениях, Македонский умер от колдовства... Возможно, смерть великого полко¬водца стала следствием недооценки значения древнего вавилонского ритуала «подмена царя» (Шах Пухи). Обыч¬но жрецы осуществляли этот обряд в том случае, если по состоянию Луны и Солнца появлялось предчувствие, что царю грозит какая-либо опасность. Чтобы спасти повелителя от неизбежной смерти, жрецы прятали царя в укромном месте, за городскими воротами, называя его «земледельцем». На трон сажали постороннего человека, оказывая ему царские почести. Срок «правления» Шах Пухи колебался от нескольких дней до трех месяцев, в зависимости от величины предсказанной опасности. Затем фальшивого царя убивали, осуществляя пред¬сказание о смерти. На освободившийся трон возвращался «земледелец» и про¬должал свое правление. Возможно, гордый Александр Македонский не пожелал делить свой трон с каким-то самозванцем, отверг помощь жрецов, убил своего Шах Пухи и вскоре сам отправился вслед за ним.

В III веке до н. э. была построена знаменитая Вавилонская башня. В Библии описано ее строительство — вавилонское столпотворение: сначала освятили ква¬дратный участок шириной 350 метров. В его середине воздвигли громадную баш¬ню, диаметром примерно 200 метров. На ней разместили еще семь огромных башен, одну над другой. Снаружи круглых стен наверх вела широкая винтовая лестница. На верхней площадке стоял храм великого бога Мардука, на глав¬ный алтарь которого ушло более 20 тонн золота.

Статуи вавилонских богов имели человеческий облик. Они изготовля¬лись из дерева и покрывались золотом с драгоценными камнями. После изго¬товления или ремонта такая статуя проходила тайные ритуалы освящения. В нее «вдыхалась» жизнь, глаза и уши «открывались». Халдеи (вавилонские жрецы) переносили статую ; в храм, где она становилась символом божественного присутствия. Такое божество нуждалось в особом обслуживании. Одним из важнейших ритуалов была «трапеза богов», которая происходила ежедневно утром и вечером. Перед статуей ставили большой стол, где размещали сосуды с вином и подносы с едой. Считалось, что божественная статуя поглощает пищу одним только взглядом. Процесс при¬ема пищи скрывали плотной ширмой, которую преду¬смотрительные жрецы-халдеи устанавливали во время трапезы. Это мероприятие считалось великим таин¬ством, к которому допускались лишь посвященные. Обслуживание статуи божества доверялось узкому кругу жрецов, которые ее «кормили», чистили и время от времени ремонтировали. Простые горожане видели священные статуи редко, только во время больших праздничных церемоний. Что¬бы смягчить долгую разлуку с любимым божеством, в домах хранились маленькие статуэтки идолов.

Представления о странствиях души и о смерти в Вавилоне были также весь¬ма необычны. Они не были похожи, например, на древнеегипетские легенды о Подземном царстве. Месопотамцы утверждали, что после смерти никакой ре¬инкарнации (новой жизни) не бывает. Покойник попадает в «Страну без возвра¬та». Это очень унылая страна, где «в реках воды не текут, где в поле нет зерна, где все во тьме и в запустеньи». Там все равны, независимо от положения при жизни. Единственная радость — это связь с живыми. Поэтому частенько покойников хо¬ронили где-нибудь поблизости или даже под полом собственного жилища. В мо¬гилу клали сосуды с напитками, еду, инструменты, оружие, любимые вещи и дра¬гоценности. Царей хоронили вместе с прислугой. Покойников уважали еще и оттого, что существовало поверье, что рассерженный мертвец может досаждать различными неприятностями. А довольный мертвец помогает живым. Поэтому существовала целая система оккультных обрядов. Например, чтобы получить ка¬кой-либо совет, сначала нужно было вызвать дух покойника. Для этого приходи¬ли на могилу, копали небольшую ямку и оставляли в ней подарок. Затем, возвра¬тившись домой, ложились спать. Откровения проходили во сне.

При раскопках древнего Вавилона