С. В. Гордеев

История религий и суеверий

было найдено множество причудливых фигурок. Среди них были изо¬бражения различных демонов, болезней. Фигурки пред¬назначались для лечебных церемоний. Вид многих Демонов был нелепый. Считалось, что если показать злому демону его же страшный образ, то он в ужасе покинет тело больного. Поэтому лечебные фигурки прикладывали к больному месту на теле пациента, по¬сле чего выполняли курс лечения в следующей последовательности: жрец-лекарь, как правило, располагался справа от постели больного. Свои принадлежности (талисманы, кувшин с вол¬шебной водой и травы) он раскладывал слева. Затем родственники приносили сырую шкуру самки верблюда, которую жрец разделял сначала на семь кусков. Потом каждый кусок он резал пополам, получалось 14 кусков. Влажные куски верблюжьей шкуры лекарь лепил на тело больного, как горчичники. При этом произносилось заклинание: «Услышь меня, ты, злобный демон Намтар! Пусть дух Земли тебя изгонит! На помощь больному великий Мардук поспешил. Намтар, ты — змея. И я проклинаю тебя. Иди прочь отсюда! Возьми все болезни обратно. А бог Латарок охранять будет двери, препятствуя злу, не давая проникнуть вторично. Тебя заклинаю, великий Мардук, яви свою силу и власть!» В конце лечебной церемонии пациента укутывали в теплые одежды, прыскали в лицо волшебной водой из кув¬шина и усаживали на кровать. Вавилонские целители знали, что в сидячем поло¬жении болезнь быстрее уходит.

Талисманы и амулеты считались самым эффективным средством против злых демонов. Их изготовляли из любых подручных предметов. В дело шли все¬возможные лоскутки материи, камешки, глиняные плитки, кусочки дерева и т. п. Амулеты ставили в доме, закапывали под порогом, вешали над дверью и носили с собой. На них изображали лицо доброго духа и писали нужные заклинания. На¬пример: «О Мунхуш благосклонный, устрани все опасности Раи и навек. Помоги жить спокойно, легко. Дай мне разум, талант. Дай удачу и счастье. Заклинаю тебя, бог великий!» Если же, например, требовалась защита от сглаза или зависти, то амулет содержал такой текст: «Боги неба и земли, заклинаю, помогите! Злые чары отведите и создайте мне защиту, что удачу сохранит и веками простоит». Шумерский язык был весьма поэтичен, поэтому все заклинания и молитвы старательно рифмовались:

Жрецы-халдеи изобрели свою астрологию. Вызывает удивление высокая точность их астрономических наблюдений. Уже 4000 лет назад халдеи имели до¬стоверные таблицы солнечных и лунных затмений. Они знали, что солнечный год имеет 325,25 суток, а период новолуния составляет ровно 30 дней. Их год состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый, а недостающую ежегодную разницу в 5 дней

«засчитывали» каждые 12 лет в виде двух дополнительных месяцев. Они знали о периодичности солнечных затмений, которые случаются раз в 18 лет. Знали, что лунные затмения происходят через каждые 223 лун¬ных периода (новолуний). Забла¬говременно жрецы извещали царя о предстоящих явлениях: «О царь Ассурбанип, мой повелитель! Я твой слуга, Абиль-Букдар. Да будет мир, да будет милость неба и Мардука тебе великий царь... В день 2-й исчезнет Луна. Но вскоре заново появится. А в день 26-й мы ждем затмение Солнца». На основании своих наблюдений вавилонские астрологи сделали заключение, что смена времен года влияет на все живое. Но природные явления, в свою очередь, зависели от взаимного положения небесных светил. Отсюда следовал вывод, что именно небесные светила влияют на живое. Жизнь человека вела отсчет от точной даты рождения и соответствующего поло¬жения Луны и Солнца относительно звезд. Астрологи прогнозировали судьбы лю¬дей и целых народов. Вавилонский гороскоп содержал точные даты будущих со¬бытий: «Когда придет звезда Судьбы (дата), в стране появится чума. Затем (дата) взойдет звезда Ирбис, притягивая благоденствие. За ней спустя три года появится звезда Абазин (дата), которая предупредит опасность. Но в день (дата) взойдет звезда Алабастера, предвестник счастья и удачи».

Считалось, что гадания и предсказания будущего — это особая форма обще¬ния с божествами. В Месопотамии гадали на чем угодно. Будущее определяли по поведению животных и птиц, по облакам, по дыму костра, по пятнам масла на во¬де, по звездам, толкуя сны, бросая жребий. Жрецы создали подробнейшие сбор¬ники примет. Появились первые научные исследования, в которых зафиксирова¬ны различные события и описания того, что за ними последовало. Например, в те времена существовала примета, что если в дом забежит серая собака, значит, бу¬дет пожар. Если прибежит желтоватая, то кого-нибудь настигнет смерть. А если встретится