С. В. Гордеев

История религий и суеверий

От огня главного алтарязажигались ог¬ни в других храмах по всей стране. Считалось, что вместе с теплом огонь дает силу для победы добра над злом. Зороастрийцы изобрели свечи — маленький символ священного огня. Впоследствии культовые свечи огнепоклонников стали использовать христиа¬не и приверженцы других религий. Существовало не¬сколько видов огней, в зависимости от способа их за¬жигания. Главным считался «огонь Бахрама», получаемый от удара молнии в дерево. Поддерживал огонь жрец, одетый в белый халат с белой тюбетейкой на голове. Чтобы дыхание не оскверняло священный огонь, на лице жреца была белая полумаска. И чтобы пламя горело ровно, священнослужитель периодиче¬ски помешивал дрова специальными щипцами, В ри¬туальной чаше горели ценные породы дерева, напол¬няя храм приятным благоуханием.

Огнепоклонники Зороастра верили в мудрого бога Ахуру-Мазду, который, по их мнению, сотворил мир. Ему противостоял злой демон Ахриман. При¬зывая бога, жрецы подкладывали дрова в алтарный огонь и в свете разгоравшегося пламени произносили слова: «Возрадуйся, великий бог Ахура-Мазда! Ты — воплощение священной воли! Ты — истина святая! Да будет слава вечная тебе и помыслам твоим великим! Восславятся в умах грядущих поколений твои священные слова и действия великие! Я восхищен твоим божествен¬ным творением! Я отрекаюсь от любых злодейств, злословий и неблагородных по¬буждений! Я восхвалить хочу делами образ твой священный. И это восхваление последует не только словом, но и делом. Восславится пускай твоя бескрайность и все-сильность. И истина твоя пусть будет бесконечна в этом мире! Ведь истина великого Ахура-Мазды является для нас, живущих, лучшим благом!»

Жрецы храмов огня назывались «магу», что в переводе с ассирийского озна¬чало «священнослужитель». Это же слово имело значение «мудрец» и «учитель» Верховный магу назывался «магу-пати» (главный священник). Древние греки на¬зывали магами всех восточных жрецов и религиозных деятелей. Так появилось понятие «магия».

Молящийся обращался к богу не реже пяти раз в день. При этом упоминание имени главного бога должно было сопровождаться многочисленными хвалебны¬ми словами. Молитвы произносились лицом на юг. Огнепоклонники были очень чистоплотны. Для разведения огня в домах использовали только сухие чистые

дрова, мыли руки перед любыми действиями, не выходили в дождь на улицу, не принимали пищу в присутствии иноверцев и сливали не¬чистоты только в специальные места.

Когда умирал зороастриец, то у его по¬стели постоянно дежурили два жреца. Один читал молитву, обратив лицо к Солнцу. Дру¬гой готовил ритуальный напиток «хаому», ко¬торым поил умирающего. В помещении нахо¬дилась собака и горел ритуальный огонь, как символ бога. О смерти судили по поведению собаки. Мойщики обмывали покойника и на¬девали саван. Хоронили на четвертый день с восходом Солнца, поскольку считалось, что в этот период душа переселяется в загробный мир. Если была зима или пасмурная погода, то появления Солнца ждали несколько дней. Затем на железных носилках несли тело к подножию «астодана» (башни молчания) — места захоронения зороастрийцев. Это было пятиметровое сооружение без крыши, на по¬лу которого укладывали покойников, остав¬ляя их в таком положении на несколько дней. Через некоторое время птицы скле¬вывали все мясо, а солнце высушивало кости. Затем приходили жрецы и сбрасывали остат¬ки в колодец, находившийся внутри башни молчания. Кремацию никогда не проводи¬ли, поскольку огонь считался священным.

Зороастрийский календарь был очень похож на египетский. Их год состоял из 360 дней и делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом. К последнему месяцу каждого года прибавляли 5 дней, которые не входили в календарь и считались подготовкой к празд¬нику. Дни не имели числовой нумерации и также, как названия месяцев, называ¬лись именами божеств. Если название месяца и название дня совпадали, то устра¬ивали праздник в честь святого, чье имя дважды повторялось.

Огнепоклонники почитали число семь: у них было семь божеств, семь звезд, семь ступеней неба и семь заповедей. Впоследствии эти заповеди вошли в хрис¬тианский Ветхий Завет. Число 13 считалось несчастливым. В этот день старались покинуть дом и уехать подальше за город, чтобы злой дух Ахриман не причинил вреда.

ЧАСТЬ 6. МАЙЯ, АЦТЕКИ, ИНКИ и АРАУКАНЫ

Что общего между человеком и кукурузой; календари майя; когда орел сидел на кактусе; зачем богу нужна скамейка; кто вышел из Титикаки; тайна истука¬нов острова Пасхи; где жили ушастые привидения арауканов.

Мексиканский полуостров Юкатан