С. В. Гордеев

История религий и суеверий

рыжая собака, то наступит мир с врагами. Кроме сборников примет, впервые появились и подробнейшие сонники, которые содержали множество разделов, облегчавших поиск необходимого толкования. Снам придавали самое большое значение. Существует легенда, что однажды пророк Даниил спас царя Навуходоносора, правильно растолковав значение его сна.

Вавилонские мудрецы придумали также гео¬мантию — гадание по случайным геометрическим фигурам. Для гадания, например, подбрасывали над гладкой поверхностью горсть песка и разгля¬дывали полученные фигурки. Внешне это было похоже на гадание на кофейной гуще. Однако толкования отличались большей точностью, поскольку для них жрецы использовали математи¬ческие формулы, известные им из астрологии.

В повседневной жизни вавилоняне исполь¬зовали очень простые гадания. Например, человек задавал себе какой-нибудь вопрос. Затем он вы¬ходил на улицу, и первые услышанные им слова считались ответом бога. Если прохожие говорили что-то приятное, значит, ответ положительный.

Если кто-то ссорился, значит, боги настроены негативно. Гадателя можно было встретить где угодно, даже на улице. Уличный предсказа¬тель (бару) наливал в чашу воды и, держа ее на коленях, старательно всматривался в от¬ражение. Затем в воду капал масло. По со¬стоянию поверхности или по растеканию масла толковал будущие события. Самым сложным и правильным считалось гадание по внутренностям животного. Сначала тол¬кователь заклинал бога Шамаша или бога Адада передать свой ответ. Потом потро¬шили животное и тщательно изучали его

внутренности. Существовала целая система признаков изменения внутренних органов, используя которые опытный гадатель знал ответы на самые важные вопросы. Обычно его действия сопровождались заклинаниями: «Адад великий, Бог-творец!'Прошу тебя, ответь мне правду: кто из врагов задумал козни? Кто и ког¬да напасть решил на город наш Ниппур? Кто это будет — киммерийцы, маннаи или армия мидян? Ты — Бог великий! Ты мудр безмерно, и ты знаешь все!»

ЧАСТЬ 5. ОГНЕПОКЛОННИКИ ЗОРОАСТРА

Легенда о древних иранских поселениях в русских степях; когда ожидается «ко¬нец света»; изобретатели свечей; вечный огонь огнепоклонников; зачем нужны «башни молчания»; как убежать от Ахримана

Примерно 5000 лет назад в южнорусских степях к востоку от Волги были не¬большие поселения протоиранцев, которые вели полукочевой образ жизни, тор¬говали и пасли скот. Впоследствии кочевники разделились на индусов и иранцев. Они переместились на восток, в Азию, и стали отличаться по культуре и языку. Это были смутные времена набегов и войн. Среди этих народов 4000 лет назад жил мудрец Зороастр. Он был профессиональным жрецом, имел жену и двух дочерей. Однажды 30-летний Зороастр отправился к реке за водой для приготовления свя¬щенного опьяняющего напитка (хаомы). Там его посетило видение: возникшее перед ним сияющее существо Вохумана (Благой помысел) привело его к богу Аху-ра-Мазде (Владыке порядочности). Зороастру открылась истина, которую он из¬ложил в своих священных книгах «Авеста».

Согласно учению Зороастра мир будет существовать 12 000 лет. Вся история делится на четыре периода по 3000 лет. В первый период бог сотворил абстракт¬ные понятия (идеи) реальных вещей. На этой стадии существовали мысленные прообразы всего, что впоследствии появилось на земле. В то время существовал не¬видимый духовный мир. Во второй период бог сотворил планеты, животных и лю¬дей. В третий период осуществлялось развитие человечества вплоть до появления пророка Зороастра. Предполагалось, что четвертый период будет длиться 3000 лет после Зороастра. На стыке тысячелетий этого периода появятся три спа¬сителя, которые будут решать судьбы мира. Послед¬ний спаситель Саошьянт воскресит мертвых и очис¬тит мир потоком расплавленного металла. Все, что останется после этого, обретет вечную жизнь. Конец света будет радостным днем, когда наступит новая жизнь без греха, зла и смерти. Это будет начало веч¬ности.

Наибольшее развитие культ Зороастра имел в Персии в период правления династии Сасанидов (III в. н. э.). По всей стране создавались алтари огня, вокруг которых строили храмы. Стены храмов были из камня или глиняных кирпичей. В центре храма был большой зал с куполообразной крышей. В огром¬ной латунной чаше горел священный огонь, который зажигал правитель государства в день начала своего царствования.