С. В. Гордеев

История религий и суеверий

Ее границу охраняет царь смерти Яма верхом на буйволе. Северное направление оберегает бог богат¬ства Кубера в облике маленького человечка с большим животом.

Издавна индуисты почитали все реки, особенно, если они начинались в Гималаях. Совершая паломниче¬ства к священным рекам, они купались в их водах. После этого старались пройти от истока к устью и обратно. Ин¬дуисты верили, что воды рек не только очищают от про¬шлых грехов, но и лечат болезни. В старину считалось, что если пепел умершего сбросить, например, в воды реки Ганги, то воды даруют душе вечное блаженство.

Индуисты верят, что горы, холмы и камни способ¬ны влиять на судьбы людей. Они утверждают, что камни живые: если потереть камень рукой, то остается влажное пятно. Если камень потеет, как человек, — значит, он живой. Царапины на камнях — это следы битвы с мыша¬ми, от которых божественный камень ночью защищал Урожай своего хозяина. Если камни умеют делать добро, то, значит, способны творить и зло. Считается, что рас¬серженные камни могут приносить несчастья, вызывая Дожди или бури. По ночам камни перебираются с места На место, устраивая сражения между собой. Иногда камни превращаются в людей и творят разные чудеса. Индуисты считают, что с камнями нужно обращаться очень уважительно: не тро¬гать их грязными руками, аккуратно переносить на новое место и почаще делать им различные подарки. Издавна священные камни выставлялись вокруг селений и дорог. Думали, чем больше камней, тем выше авторитет селения. Торжественная церемония размещения очередного священного камня выполнялась в следующей последовательности: сначала жрецы выбирали большой камень, потом всей де¬ревней радостно отмечали это событие — устраивали угощение и делали различ¬ные жертвоприношения. После этого мужчины шли за камнем, обрызгивали его пальмовым вином и волокли в деревню. И опять все радостно пировали. В конце церемонии камень наконец водружали туда, куда указывали местные жрецы. Если священный камень ставил разбогатевший соплеменник, то он служил символом благополучия. Если же камень ставили в память об умершем, то в нем размеща¬лись душа и часть жизненной энергии покойника. Для того чтобы обрести благо¬творную силу камней, нужно было к ним прикоснуться. Запрещалось смещать камни: полагали, что камни имеют магическую силу только в том месте, где были торжественно установлены.

Перед началом культовых обрядов индуисты снимают обувь. Войдя в храм, они складывают ладони рук и, обращаясь к богам, произносят отдельные мантры. К каждому богу имеется свое особое обращение. В храме богомольцы падают на колени, прикасаясь лбом к земле. После этого поднимаются и трижды обходят святыню слева направо, произнося слова мантры. Эти тексты не несут никакой смысловой нагрузки и состоят из нескольких слов или звуков, которые произносятся нараспев бесчисленное количество раз: «Рама, Мара, Рама, Ра, Мара, Рама, Рама, Ра...» Жрец принимает жертвенные дары: кокосовые орехи, цветы, бананы, благовония, рис или деньги. От жреца богомолец получает прасад — часть жертвенного угощения. Это означает божью милость и благословение. Потом осуществляется лицезрение бога (даршана): в индуистском храме царит таинственный полумрак, приятно благоухают благовония, в мерцающем свете огоньков просматриваются изображения любимых богов...

Примерно 2500 лет назад на территории современной Индии жил Будда Шакьямуни, который основал новую культуру, философию и религию. В отличие от индуизма, буддизм не признает многоступенчатого деления на касты и жертвоприношения. Первыми буддистами были аскеты — люди, лишенные собственности и жившие подаянием. Они видели смысл жизни не в привязанности к вещам, а в совершенстве внутренних духовных качеств человека.

Слово «Будда» означает «Просветленный». Это — реальный человек, который жил 25 веков назад. Он родился во дворце царя Шуддходаны и являлся наследником престола ма¬ленького государства северо-востока Индии. Его первое имя было Гаутама. В молодости Будда ушел из дворца в поисках рецепта всеобщего счастья. Свою первую проповедь он прочел в возрасте 35 лет в городе Бенаресе. Будда странствовал по различным городам, собирая учеников и пропо¬ведуя свое учение. Скончался Будда в возрасте 80 лет.

Как и другие религии, учение Будды обещает избавление от страда¬ний и невзгод. Основным законом кармы (морального воздаяния) счи¬тается путь перевоплощений. Как и в индуизме, учение что поступки формируют череду будущих перевоплощений, «колесо жизни». Хороший человек после смерти обретет покой, а плохой — переродится заново,