С. В. Гордеев

История религий и суеверий

превратившись в животное или растение. Для проведения культовых мероприятий буддисты объединяются в общины — сангхи. У них нет строгой иерархии: буддисты считают себя учителями и мудре¬цами. Свою духовную миссию они видят в проповеди морали и философских беседах. В отличие от христиан, буддистские священники никогда не имели права отпускать грехи или исповедовать. Они считают, что человек не имеет права про¬щать другого человека от имени Бога. Присваивать чужие права — это грех. А при¬сваивать права самого Бога — это больше чем грех. Согласно учению Будды, душу человека спасает не Бог, а его собственные духовные усилия. Человек должен самостоятельно достигнуть нирваны (вечного блаженства).

В настоящее время учение Будды распространено в большинстве стран Азии. СIII века до н. э. эта религия появилась в Центральной Азии, с I века н. э.— в Китае, со II века н. э.— в Индокитае, с IV века — в Корее, с VI века — в Японии, с VII века — в Тибете, с XII века — в Монголии.

Еще при жизни Будда Шакья¬муни предсказал расцвет своего уче¬ния в «далекой северной стране», на¬селенной демонами. Его ученик Авалокитешвара решил осуществить это предсказание. Он превратился в Царя обезьян, ушел в Тибет и стал супругом горной ведьмы. От них произошли тибет¬ские народы. Потомки унаследствовали характер отца: доброту и благочестие. Одновременно они имели черты матери: жестокость и непокорность. Согласно старинной легенде, первое учение Будд; упало с неба в золотом сундуке. Там были мантры и другие священные рукописи. Сто лет никто не мог понять истинный смысл этих предметов. Чтобы узнать истинное назначение священных мантр, царь Сонщен-Гамбо (613—649 гг.) пригласил буддистских проповедников, которые их ему объяснили. Позднее, в 789 году, царь Трисонг-Децен объявил буддизм госу¬дарственной религией.

Буддисты считают, что основатель тибетского народа Авалокитешвар после смерти перевоплощается в очередного далай-ламу («океан премудрости»). Это было высочайшее звание, которым с древнейших

времен именовались все правители Тибета. Долж¬ность далай-ламы не передается по наследству. После смерти очередного далай-ламы его наследника разыскивают высшие буддистские священники. Тибетские астрологи вычисляют точные параметры рожде¬ния и местожительство будущего наследника.

В буддистских монастырях существуют четкие правила продвижения по службе. Сначала каждый поступающий в монастырь дает специальный обет (присягу на верность). Маленькие мальчики-послуш-Я ники именуются геньенами. Их воспитывают в монастырях с раннего детства, готовя к последующему обучению. Когда послушник взрослеет, то допускается к сдаче вступительных экзаменов, после которых получает звание гецула. Это звание разрешает читать монастырские рукописи и изучать различные науки. Буддистский монах соблюдает 253 правила благочес¬тивой жизни и через некоторое время получает следующее звание — гелонг. Многолетнее обучение завершается выпускными экзаменами и посвящением в ламы. Титул «лама» означает наличие высшего буд¬дистского образования. Выше лам находятся только настоятели монастырей. Верховной властью обладает далай-лама, которому помогает духовный наставник панчен-лама.

В разных монастырях проповедовали различ¬ные буддистские учения (школы). В школе сакьяпа

следовали доктрине прямого пути, согласно которой человек может при жизни достигнуть духовного Просветления. Школа ваджрайянов практиковала отреше¬ние от всего мирского, добровольное отшельничество, жизнь в пещере, изучение мантр и постоянную медидацию. Считалось, что буддистский монах должен быть безразличен ко всему, кроме стремления постичь истину. В Красношапочных щколах монахи носили красные головные уборы и практиковали занятия магией. Входя в состояния особого транса, монахи летали по воздуху и перемещались на большие расстояния. Практикуя йогу, они вызывали «внутренний огонь», кото¬рый растапливал снег и согревал тех, кто находился рядом. Они умели отклады¬вать собственную смерть до определенного дня и часа. Могли оживить недавно умершего человека. Монахи входили в особое состояние, при котором были способны видеть и слышать все, что происходило во