Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 2)

души – свет, и она очищает и освящает тело. Душа не делится на части, поскольку совершенное – неделимо, а части тела – пример управления делением в состоянии скрытия. У души одно действие – устранить недостатки тела и этим привести мир к совершенству.

Если тело диктует действия человека, то Творец управляет миром скрыто. Разные пути управления Творцом – лишь относительно созданий. Как душа изнутри управляет телом согласно его свойствам, так совершенство Творца скрывается Его внешними свойствами.

7. РАЗЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДУШИ И ТЕЛА. Попытаемся объединить множество законов и путей, ведущих к совершенству человека и творения.

Три знания:

1) знание свойств скрытия и яви Творца;

2) знание их совмещения;

3) знание следствий этого совмещения.

Состояние совершенства человека – в абсолютном подавлении тела душой, в таком случае не затемняется свет души. Состояние менее совершенное – когда у тела есть немного власти. Низменное состояние – власть тела над душой.

Пять уровней соотношения души и тела:

1) нет никакой власти у тела, и поэтому душа находится в совершенстве;

2) некоторая власть тела, вызывающая уменьшение власти души и проявления ее совершенства;

3) власть тела в незначительном объеме;

4) все свойства тела видны, но не проявляются;

5) тело властвует над душой и действует в полном объеме – по пути зла или по пути добра.

В основном это три уровня:

1) власть тела;

2) власть тела и души в той или иной пропорции;

3) власть души.

Этим трем соотношениям соответствуют три периода:

1) 6000 лет;

2) седьмое тысячелетие;

3) обновление мира.

В деталях мы можем постичь лишь период 6000 лет, а остальное – лишь в общих чертах.

8. СОТВОРЕНИЕ ЗЛА И ЕГО ГРАНИЦЫ. Работа человека – в устранении из себя – и этим из мира – всех недостатков. Зло – специально сотворено, так как оно абсолютно противоположно Творцу и его цель – в аннулирование его. Добро же не требовалось создавать, поскольку оно исходит от самого Творца.

Все происходит и существует благодаря свету, постоянно исходящему из Творца. Творец создал и обновляет пути управления творениями для их блага. Управление и все его изменения – лишь относительно созданий. Из Творца не исходит Зло, потому как Он – источник абсолютного Добра. Творец лишь сотворил Зло, но не делает его.

Существование Зла заключается в существовании отрицания – отсутствии Добра. Добро и Зло – это благо или его отсутствие. Тем, что Творец дал изобилие (благо, свет), а потом ограничил его, и создались Добро и Зло; Зло родилось из недостатка Добра, т.е. из отсутствия изобилия. Зло существует не при полном исчезновении изобилия, а лишь при его частичном отсутствии.

Все наши понятия родились и действуют только внутри творения, и потому не может быть понятия «до», «прежде» творения. Совершенное благо, исходящее от Творца, скрыто в «несовершенном» управлении, дающем место для действий человека. И в будущем все пути управления поднимутся до единого, совершенного.

Скрытие Единства рождает несовершенство. Выявление Единства приведет к абсолютному изобилию. Сначала родилось Зло в мире, а потом оно получило ограничение, чтобы не распался мир. Основа управления – скрытие или явь; скрытие рождает тело, Зло, а Свет, явь рождает Добро и души.

Недостаток совершенства – это еще не Зло, но порождает недостаток, из которого постоянно появляется Зло. В будущем исчезнет Зло, а творение останется навечно.

9. ЧЕЛОВЕК И ЕГО РАБОТА. Работа человека заключается в исправлении недостатка (эгоизма, Зла) – в нем самом, а таким образом и в мире и, как следствие этого, в слиянии с Творцом. Творение подобно системе колес, запускаемых работой души, невидимой из-за материальной оболочки. Зло также включено в эту систему, чтобы раскрыть Единство, и когда оно раскроется, то постигнет человек самого себя.

Есть два вида воздействия Творца на человека: во время работы и во время получения вознаграждения. Когда Зло на нужном месте в системе мироздания, то помогает человеку в его работе. Польза Зла в скрытии Света, совершенства, выявлении Единства, награде выстоявшему в испытании и исправляющему мир.

Зло, находящееся в нужном месте, является средством постижения духовного, а с полным познанием мироздания Зло аннулируется. Зло приготовлено для работы и увеличивается или уменьшается ради исправления, пока не исчезнет в конце.

Две части Зла: ничтожность (униженность) и урон. Первая – от падения человека с его настоящего духовного уровня. Влияние действий человека на все творение зависит от уровня действия: его качества и глубины. На каждом духовном