Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 2)

ПАРДЭ'С. Но разрешено было записать лишь часть, выясняющую выполнение духовных заповедей земным языком ветвей. Да и то не во всей ее полноте и глубине, а только в пшат (буквальный смысл).

И более того, то, что записано, нельзя передавать устно, и наоборот – устную часть Торы запрещено записывать, а лишь передавать, как Моше передал Иошуа, Иошуа – мудрецам и т.д. До тех пор, пока в дни рабби Акивы постановили дополнить первую часть Торы, говорящую о выполнении заповедей, дабы не забылись истинные духовные законы. И таким образом была записана Мишна, а затем и Талмуды – Вавилонский и Иерусалимский.

Но с остальных трех частей Торы – рэмэз, друш, сод – запрет не был снят. И лишь единицы, постигавшие духовные миры, тайны Торы, записывали втайне свои мысли и видения, называемые Мегилат Старим (тайные откровения).

И как рабби Меир, ученик рабби Акивы, начал писать Мишну, завершил которую рабэйну аКадош, так и другой ученик рабби Акивы – рабби Шимон бар Йохай начал в то же время записывать остальные три части Торы, и его ученики закончили эту работу.

Но эта рукопись была доступна для изучения лишь немногим избранным. А впоследствии и вообще сокрыта на многие века, даже от единиц, пока ввиду развития поколений и духовного фактора времени (приближение дней Машиаха) была книга «Зоар» вновь раскрыта, причем теперь уже для всех.

И теперь нам понятно, что невозможно ограничиться в изучении Торы лишь одной ее частью пшат, поскольку вручена была Тора на горе Синай во всей полноте своих четырех частей ПАРДЭ'С, представляющих собой четыре ступени познания Торы.

Причем нет среди нас ни одного, кто бы не смог, выполняя заповеди, даже без мотивации «ради Творца», дойти до самой высшей тайной последней ступени, т.е. до выполнения заповедей в их истинном объеме – наслаждение Создателем...

КНИГА «ЗОАР»

Фрагменты

Две точки

«Зоар»: Рав Хия начал: Начало всей мудрости – трепет перед Творцом. Но правильнее было сказать: конец мудрости. Ведь трепет – это свойство малхут, последней из сфирот. Но, продолжил рав Хия, малхут – это первая ступень к сфире хохма.

И поэтому сказано: «Отворите Мне врата справедливости», так как малхут называется справедливость (цэдэк), «это врата к Творцу». А кто не вошел в них – никоим образом не сможет приблизиться к Творцу, – ведь Он – Всевышний (т.е. буквально – «выше всего») и потому создал пред Собой целый ряд закрытых ворот.

Комментарии: Творец совершенно скрыт от недостойных, настолько, что обычный человек не чувствует Творца, а может лишь верить в Его существование. Он скрыт рядом ворот, лишь раскрыв которые, можно приблизиться к Нему. Таким образом, видно, что существует строго определенная последовательность постижения, раскрытия Творца созданиями.

Но в конце ряда этих ворот поставил Творец особые врата с несколькими запорами-замками. Эти последние врата и есть малхут в малхут, и это первые врата на пути восходящих к Высшей мудрости. И потому сказано: «Трепет пред Творцом – начало мудрости», так как именно это – первые ворота, ведущие к познанию Творца.

«Зоар»: А после всех врат поставил Создатель особые – с несколькими замками, входами и залами. И сказал: «Кто желает войти ко Мне – эти врата будут у него первыми, пусть войдет чрез них». Эти врата – первые к Высшей мудрости – трепету перед Всевышним. И это и есть малхут, называемая решит (первая).

Комментарии: Постигающие Творца испытывают на себе действие замков, входов, залов. И поскольку это высокие, неуловимые обычными чувствами, ускользающие от анализа разумом понятия, необходимо особенно напрячь душевные силы, чтобы хоть минимально осознать, о чем говорит нам «Зоар».

Сам Творец абсолютно непостижим. Его желанием в творении было создать души и насладить их, и потому не может быть у создания понятия о наслаждении в удалении от Творца. Кроме того, сказано: «Возжелал Творец вселиться в низшие творения». Эти два противоречия говорят об абсолютно противоположных свойствах Создателя и создания.

Наш мир создан в виде абсолютного эгоизма, а единственное из известных (так как проявляется относительно нас) свойств Творца – желание воздать, насладить. И поэтому Его абсолютно доброе управление проявляется в нашем мире как противоположное.

Так мы воспринимаем – чувствуем и оцениваем это управление в наших ощущениях – в наших кли кабала – эгоизме. И это суть засовов – замков на воротах. И хотя множество противоречий и фактов нашего мира, отрицающих существование единства Творца, поначалу вроде бы удаляют нас от Него, – но если мы все же усилием воли выполняем с любовью