Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 2)

– чтобы не ошибиться в правильном пути навстречу Творцу, в который они собрались. А запутавшись в пути, получили решение, т.е. открытие нового духовного уровня, от погонщика. И лишь поднявшись на этот уровень, поняли, кто был их спутник и как его зовут, так как знание имени говорит о постижении.

Как видно из предыдущей статьи о видении рава Хия, хотя общего состояния гмар тикун души еще не постигли, но есть особо высокие души, создающие усилием воли на свой эгоизм масах на ор ехида – т.е. постигающие кэтэр (Атик), и этот свет, душа, вселяясь в праведников в нашем мире, помогает последним возвышаться.

РАМХАЛЬ*. ДААТ ТВУНОТ

Краткое содержание

1. ОБЯЗАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПОНЯТЬ УПРАВЛЕНИЕ ТВОРЦА МИРОМ. В основы мироздания Творец поставил точные законы управления.

2. ЧТОБЫ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ДАТЬ НАСЛАЖДЕНИЕ СОЗДАНИЯМ, ВОЗЖЕЛАЛ ТВОРЕЦ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК САМ ДОПОЛНИЛ И ИСПРАВИЛ НЕДОСТАТКИ СВОЕЙ ПРИРОДЫ. Чтобы понять справедливость такого решения, необходимо вначале выяснить суть человека, его роль в мироздании и цель самого мироздания. На человеке лежит обязанность дополнить себя – в этом его возвышенное положение над остальными творениями и в этом его вознаграждение.

Творец сотворил Создание, потому как в природе доброго – творить добро, и создал творения, чтобы те получали добро как вознаграждение за свой труд, без чувства стыда, как от подаяния. Если человек должен исправить, дополнить свою природу, то справедлив вопрос, в чем заключается недостаток, порок его природы, каким образом его можно исправить и чем дополнить.

В общем, постигая совершенство, можно понять, что наш недостаток заключается в его, совершенства, отсутствии. Совершенство заключается в слиянии с Творцом и, как результат этого, получении наслаждения от постижения Его Величия, и потому первоначальное удаление от Творца и есть порок и недостаток. Творец не создал творение совершенным, как Он Сам, а ограниченным.

Вывод: в соответствии с желанием Творца насладить творение Он ограничил свою волю, силу, власть и создал творения несовершенными, чтобы довершили себя, и постигаемое ими совершенство и есть их вознаграждение и наслаждение.

Теперь же надо выяснить, как это в наших силах возможен путь к совершенству – восполнению недостатка нашего творения. Творец раскрыл лишь часть от своего совершенства, и в постижении этого все наше наслаждение.

3. РАСКРЫТИЕ ЕДИНСТВА ТВОРЦА – ОСНОВА ТВОРЕНИЯ. Из всех действий Творца полностью выявляется лишь Его Единство, а остальные достоинства мы полностью не в состоянии понять. Мы обязаны полностью выявить Единство Творца из Его действий, и это цель, поставленная перед нами Торой и пророками.

Единство – это постижение того, что только Творец является обязательно существующим и что лишь Он творит, управляет, властвует, и ничто Его не ограничивает.

Существует пять мнений, препятствующих постижению Единства:

1) Творец выше нашего постижения, и мы должны подчиняться лишь Его требованиям;

2) есть два вида управления – хорошее и плохое;

3) законы природы властвуют, и человек может использовать их по своему выбору, как угодно; и есть утверждающие, что все зависит от случая, удачи;

4) ввиду падения евреев решил Творец заменить их другим народом;

5) возможно действие против Творца с помощью магии.

Лишь полное постижение Единства выявляет вышеперечисленные ошибки.

Невозможно использовать законы, установленные Творцом против Него, поскольку они зависят от Его воли. Цель творения – раскрыть Единство всех действий и всех созданий, и для этого созданы творения и законы природы.

Несовершенство человека, его исправление и вознаграждение: их корни в основе раскрытия Единства. Определение Единства – на основе отрицания обратного Ему; остальные же характеристики уже не из отрицания, а из утверждения. Выявление Единства обусловливает причину сотворения Зла, так как отрицанием его и выявляется Единство.

Творец создал все и управляет всем в соответствии с нашими, человеческими, представлениями, чтобы позволить нам понять, хотя бы частично, Его пути и действия. Определение Единства включает все достоинства – что Он единственный – совершенный и обязанный существовать.

Поскольку цель творения – выявление Единства, то создано несовершенство и возможность его исправления усилиями человека. Окончательное выявление Единства – устранение всех недостатков.

Скрытие Творца рождает недостатки, пороки; выполнением заповедей человек раскрывает лик Творца, и благодаря свету устраняются, аннулируются пороки. Грешникам раскроется Творец после получения ими наказания, которым