Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 2)

состоит из 390 частей и небосводов. Так как масах стоит после сфиры хохма в бине, а хохма – видимый глазами – хохма – свет, то частицы света, выделяемые масахом наружу, называются слезами.

Так ор яшар весь хочет войти внутрь малхут и потому горит и кипит, а масах отбрасывает его; тем временем, пока масах еще не успел отбросить весь ор яшар, прорываются его отдельные маленькие капельки сквозь масах в малхут. И эти капли ор яшар – без одежды ор хозэр, так как масах не получил их путем отражения. И потому они выходят наружу из парцуф хохма, из глаз, где находится масах, и называются слезы.

И поэтому, когда человек наполняется сожалением и любовью к другому, он плачет. Ведь каждый высший корень дает в материальном мире свое следствие – ветвь. Ведь ор яшар идет от Творца, как и до Ц'А, к Малхут, без всяких ограничений. И желает, как в олам Эйн Соф, полностью заполнить Малхут – насладить ее. Поэтому эти слезы исходят из чувства любви и сострадания Творца к низшему.

Но духовные слезы не исчезают, они все падают в Малхут, называемую Большое море. И эти слезы – ор яшар – исправляют ту часть Малхут, которую сами души не в состоянии исправить (они исправляют лишь первые десять сфирот малхут, но не малхут в малхут) – они оживляют царя моря и постепенно, капля за каплей, уничтожают все нечистые силы – клипот. И тогда сможет олам Ацилут распространиться и под парса до сиюм, т.е. БЕ'А будет как Ацилут – и наступит гмар тикун.

И будет в то время: соберутся все народы мира вместе уничтожить Израиль (как погнался Фараон за уходящими из Египта евреями). Но сыны Израиля выйдут из Египта (эгоизма, малхут в малхут) и пройдут посреди моря, по суше, к Эрец Исраэль, но не временно, как это было в прошлом, а навсегда, освобождаясь от рабства (клипот).

А пока, до гмар тикун, поглощаются падающие слезы Большим морем (малхут в малхут), и поэтому мы не видим их действия, но оно проявится в то время, когда соберутся все народы на Израиль.

И тут раскрылось рабби Хия, что ничто не пропадает в земле, а наоборот, каждый день происходит ее исправление. Зивуг на малхут в малхут вызывает ор ехида, называемый Машиах (Мессия – освободитель). Но до этого каждая душа должна исправить присущий ей эгоизм первых девяти сфирот в малхут. Иными словами, встретить Машиаха можно, лишь сравнясь с ним по уровню, – и к этому все придут путем страданий или путем Торы.

Погонщик мулов

«Зоар»: рав Эльазар собрался навестить рава Йоси. Присоединился к нему и рав Аба. Вышли в путь. Впереди рав Эльазар и рав Аба, за ними – погонщик их мулов. Сказал рав Аба: «Откроем врата Торы, так как сейчас подходящее время заняться ею – делать исправления нашего пути».

Комментарии: «Зоар» никогда не говорит о нашем мире. Языком нашего мира она повествует о действиях в духовных мирах. Так и здесь: навестить, встретиться – значит сравняться по духовному уровню, т.е. подняться или опуститься со своего уровня на уровень того, с кем желаешь встретиться, – этим достигается полное совпадение душ – мыслей, чувств, т.е. полное взаимопонимание, коммуникация.

Погонщик мулов – это помощь, оказываемая самим Творцом душам праведников. Дабы смогли подняться по ступеням духовных миров. Без подобной помощи, посылаемой душам праведников, никакой их подъем невозможен.

Кстати, погонщик бьет и покалывает мулов, чтобы заставить их быстрее идти! И потому посылает Творец особо высокую душу каждому праведнику, согласно его уровню и свойствам его души, чтоб помогла подняться.

Далее «Зоар» повествует, как два великих ученых мужа не смогли найти решение по вопросам устройства высших миров. А погонщик мулов, вмешавшись в их дискуссию, с легкостью разрешил все их трудности (ввиду громоздкости и трудности этот текст не приводится).

Комментарии: Поначалу праведник не может оценить явившуюся к нему душу. И кажется ему, что это какая-то низкая душа, привязавшаяся к нему в его пути. Это состояние называется ибур – зарождение души праведника, т.е. высшая душа еще не проявляет свою помощь и поэтому совершенно неощутимо, кто она, – как погонщик мулов. И лишь по достижении праведником определенного духовного уровня (места в пути) он начинает постигать высоту этой души, и это состояние называется открытие души праведника.

Так и здесь «Зоар» повествует, что поначалу эта душа – лишь как погонщик, помогает путешественникам двигаться на мулах, а сам идет пешком впереди, направляя и взбадривая их. И вид его соответствует роду занятий.

И потому начал рав Аба с предложения открыть врата Торы, т.е. открыть сосуды души раскрытием врат тайн Торы,