Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 2)

перестановки и сочетания букв, принятые в математике: из двух букв – две перестановки, из трех – шесть, из четырех – двадцать четыре и т.д.

Каждый парцуф, как известно, делится на рош и гуф. Рош его – простая (незаполненная) АВАЯ, так как в рош нет еще келим. Гуф парцуф – это его часть, Малхут, заполненная светом в зависимости от величины масаха, и потому ему соответствует заполненная АВАЯ.

Можно разделить парцуф на девять сфирот и малхут. Тогда девять сфирот соответствуют имени АВАЯ, а малхут соответствует гематрии – числовому значению этого имени АВАЯ.

Существует также деление парцуфа на паним и ахораим, где паним соответствует прямое имя, а ахораим – рибуа.

Огласовка букв в иврите также несет в себе духовную информацию. Называются эти обозначения некудот. Для примера смотрите наш сидур «Тфилат коль пэ», стр. 4.

Отиет (буквы) – это келим. Ор – точка. Если точка находится над буквой, это означает, что свет еще не вошел в кли. Когда точка располагается внутри буквы – свет находится в кли, а если точка под буквой – это означает, что свет разбил кли и ушел в клипот.

Сказано, что вся Тора – это имена Творца, вся Тора говорит только о духовных мирах, их состояниях и пути постижения Божественного.

Целующий Тору, может быть, целует такие имена Творца, как Фараон, Билам, Амалек. Но един Творец, лишь Он Один руководит всем творением посредством разных, подчас противоположных сил. Им создано Зло, которое мы должны исправить, из Него исходят Добро, Свет. У этих двух противоположных сил и есть множество имен Творца, и мы воспринимаем лишь эти имена, а не Его Самого. Но все имена Творца – суть Его силы.

Буква – это не что иное, как запись определенного состояния определенного духовного объекта. Каббалист ощущает записанные буквами духовные состояния духовных объектов и миров, как музыкант по партитуре слышит записанные нотами сочетания звуков. И может, как любое духовное кли с зивуг дэ-акаа, согласно записи в буквах, получать свет Творца, т.е. производить исправления келим (тикуним).

Для примера приведем страницу из специального молитвенника и таблицы имен Творца из книги «Зоар».

Есть любители заниматься всякими вычислениями, сопоставлениями гематрий. Уже и Тору заложили в вычислительную машину и пытаются отыскать в ней всякие закономерности. Конечно, как во всей Торе, так и в любой ее самой малой части существует бесконечное количество всевозможных зависимостей: ведь Тора – это воистину Древо Жизни. Но что проку от получаемых формул, ведь что на самом деле кроется за ними, знает лишь постигший их духовный корень – а такому человеку уже и сама эта формула, выданная компьютером, не нужна.

Неужели от знания того, что гематрия имени АВАЯ равна 26, сердце взмывает ввысь в большем порыве к Творцу, чем от продумывания сути этого Имени?! Что толку в изучении графических изображений букв без понимания их внутреннего смысла!

В духовных мирах ведь нет места, времени, движения; нет никаких изображений – лишь чувства. Но дурное начало человека всяческими путями уводит его с прямого пути постижения Истины. И потому так падки на «исследования» гематрий, букв и каванот не посвященные в Настоящее Учение.

Что даст неучу молитвенник с каванот тфила (смотри прилагаемую страницу из молитвенника «Сидур тфила ле РАША'Ш»)? Как сказал рав из Коцка (Ешер Диврэй Эмэт стр. 11): «Наша работа – анализ добра и зла – возможна лишь в мысли и желании (мозге и сердце). Но есть умники в наше время, якобы изучающие Каббалу и считающие, что могут исправлять мир (бирур нэцуцот света упавших в клипот) тем, что едят с каванот (мысленаправленно) – как это возможно, если они сами не находятся на уровне этих нецуцот!»

О таких сказал рав Буним из Пшиска (Наим Змирот Исраэль, стр. 72): «Основная мысль при поглощении пищи должна быть – хорошенько жуй!»

Есть мнение у ряда верующих, что любой простой человек может даже во время еды, работы, выполнения заповедей или при благословении производить исправление высших духовных сфер. Мы же уже знаем, что без приобретения масаха это невозможно. А масах – это отказ от всего ради исправления, условие Ц'А. Кто это в состоянии сделать – он уже не простой человек!

Тора написана для всех. Но каждый чувствует, понимает ее по-своему. Есть Тора ше бэ ктав – письменная Тора. Но каждый понимает ее в зависимости от своего кли – величины и чистоты сердца, масаха. А так как масах, определяющий духовный уровень, стоит в пэ, то в зависимости от его величины свет Торы входит в духовное кли человека.

Эта часть Торы – света (Тора – ор), которую постигает