Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 2)

все человечество было бы уверено в достижении совершенства и отдалилось бы от грехов – горьких и плохих в ощущениях, и занималось бы только выполнением заповедей. Адам (родившись обрезанным, т.е. альтруистом) помещался в Райском Саду для работы и стражи.

Работа его состояла в выполнении заповедей, а охрана – в выполнении запретов, и все выполнения сводились к еде и наслаждению «ради Творца» от плодов Сада, а запреты – к запрету есть от Древа Познания Добра и Зла (хорошего и плохого).

Таким образом, заповедь «Делай» была сладкой и приятной, а заповедь «Не делай» отдаляла Адама от горького и неприятного. Итак, у Адама свобода воли сводилась к выбору «избери сладкое». Ему было достаточно одних органов ощущений для знания того, чего хочет от него Творец, и выполнения Его указаний.

А теперь разберем, что же такое скрывается под именем Змей. Ведь нет ничего другого созданного, кроме желания насладиться, и его центральная точка (малхут) называется ангел смерти (Сатана, Змей, Фараон и т.д., в зависимости от случая, аспекта исследования).

Змей утверждал, что в день, когда съедите плод (т.е. сможете получить удовольствие, как и от других плодов, – не ради себя, а доставляя радость Творцу), станете, как Творец (сблизитесь с Ним), и познаете добро и зло (т.е. увидите, что и добро и зло, и сладкое и горькое – все будет (как относительно Творца) лишь сладким. То есть достигнете гмар тикун, исправив самую сердцевину желания насладиться, обратив ее в наслаждение ради Творца.

И конечно, этим Змей мог соблазнить Хаву, желавшую достичь цели творения. Хава относительно Адама как Малхут относительно З'А, а когда Малхут изъявляет желание, то З'А дает ей требуемое – ведь речь идет о чистых действиях – не ради собственных наслаждений.

Человек и его жена (Адам – Хава), с точки зрения Каббалы, это одно целое, т.е. в любом из нас – в мужчине или женщине есть часть альтруистическая, называемая мужской, и часть эгоистическая – женская.

(Да не обидится на меня читатель за нарочно недосказанное и запутанное – чем ближе к нашему миру, тем более закрыта информация, и полную, истинную правду познает лишь поднявшийся в миры чистой АБЕ'А, а до того времени у каждого есть лишь смутное представление. Настоящую связь нашего и высших миров, суть душ невозможно познать, будучи эгоистом, – ни философия, ни фокусы, ни тем более кружки всяких «чудотворцев» не помогут.)

Древо Познания Добра и Зла – это часть не заполненной светом части малхут, на которую еще надо создать масах. Как уже говорилось, у Адама не было никакой связи с этой пустотой, так как был он создан из чистой АБЕ'А, т.е. альтруистом, не стремящимся к собственным удовольствиям, проистекающим из пустоты. И потому было запрещено ему соединяться с Древом Добра и Зла (с эгоизмом, нечистой АБЕ'А) под страхом смерти – исчезновения света – как у всех эгоистов в нашем мире.

Так вот, Сатана (ангел смерти, Змей) начал с того, что раскрыл Хаве цель творения – исправить эгоизм Древа Добра и Зла (т.е. желание насладиться без масаха, оставшееся без света после рождения всех миров, исправить на желание давать наслаждение).

И так как это была Правда, и она соответствовала полученным ранее заповедям – есть все плоды, кроме плодов этого дерева ради Творца, то Хава поверила ему. Тем более, что когда захотела съесть – получить не ради себя, т.е. создала масах, – то исчезло все Зло из Древа Познания Добра и Зла и осталось Древо Познания Добра.

И вкусив первый раз, смогла выстоять и получить весь огромный свет ради Творца. Но второй раз, когда уже было решимо, т.е. ощущение огромного наслаждения и тяга к его источнику – плоду (свету, соответствующему пустоте, т.е. бесконечному по объему наслаждения), – не смогла устоять против желания самонаслаждения (так как уже знала вкус и стремилась к нему сама). И потому первый раз вкушение плода – получение света – было в чистоте, а во второй раз – в грехе.

И это стало источником страданий и причиной смерти, как и предупреждал Творец: в день, когда вкусите, – умрете. Так как вкусив «плод», человек получил келим каббала (сосуды получения), и потому исчез свет из его души и осталась лишь поддерживающая витальную жизнь искорка – нэр дакик.

Жизнь Адама разделилась на мельчайшие жизни, и душа его разделилась на мельчайшие души людей, поколение за поколением исправляющих незаполненную часть Малхут. Таким образом, действие Творца не изменилось совершенно от греха Адама – лишь свет его жизни разделился на кругообороты маленьких жизней.

Так же и все другие творения скатились с уровня вечности и