Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 2)

именно таким образом человек, называется Тора шэ бааль пэ – устная Тора (так как зависит от пэ – масах), поскольку индивидуальна у каждого, в зависимости от величины его масаха. Каждый понимает Тору согласно своему масаху, т.е. согласно своему духовному кли. Кли может постичь лишь то, что входит в него; гематрии и каванот – ошибочный метод изучения Каббалы.

Гематрия – лишь метод записи и информации, суть которой раскрывается не в знании числа, а в слиянии с духовным уровнем объекта, обозначаемого данным числом. Поэтому в истинных каббалистических трудах им так мало уделяется внимания.

Примером перехода духовных сил в материальные объекты может служить чертеж будущего Третьего Храма, описанного в книге Рамхаля «Мишкани аЭлион». Этот великий каббалист, поднявшись по духовным ступеням путем огромной работы над собой, увидел силы, свет, источники еще не материализовавшегося Третьего Храма и по ним, т.е. по корням, увидел, в каком виде, объеме они должны будут материализоваться в будущем, и составил подробнейший чертеж с указанием точных размеров каждой детали.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ВСЕ КНИГИ ТОРЫ

Уже неоднократно приводились высказывания мудрецов о смысле, цели и содержании Торы. В сжатом виде они содержат весь смысл творения.

Талмуд Вавилонский. Макот, 23,2: «Хотел Творец очистить Израиль, потому дал им Тору и Заповеди.»

Эвэн Эзра. Ясод Морэ, 8,2: «А теперь открой сердце и слушай, что все заповеди, записанные в Торе и те, которые затем добавили наши мудрецы, хотя большинство из них требуют физического выполнения, – все они – для очистки сердца, потому как очищения сердца требует Творец от нас».

Тора, Ваикра 19,17: «Возлюби ближнего как себя». Берешит Раба: «Раби Акива сказал – это общий Закон всей Торы».

Талмуд Вавилонский. Хулин, 24 – дискуссия о том, сколько лет проходит от обычной учебы до первого духовного постижения.

Талмуд Вавилонский. Псахим, 119 – дискуссия о тайнах Торы...

В принципе этот список можно продолжать до полного исчерпания всей Торы, так как вся Тора говорит лишь о путях сближения с Создателем и лишь для этого дана. Но видит это лишь тот, кто желает видеть (как для историка Тора – это история, а для юриста – сборник юридических законов и актов).

Также и большинство изучающих Тору в наше время считают, что вся Тора – это всего лишь свод законов, и вся их учеба сводится к юридическому выяснению требований Талмуда, и думается им, что уже познали этим все. А по правде – коснулись лишь физического выполнения заповедей. Но главное – еще далеко от них, потому как даже изучаемого ими нельзя постичь без знания внутреннего содержания Торы. И большинство страниц Талмуда закрыты перед ними, так как они раскрываются лишь знанием тайн Торы.

И поэтому сказано, Талмуд Вавилонский. Санэдрин, 24: «Талмуд – тело Торы без света, и осветить его можно только через тайны Торы, о которых сказано: Тора – свет».

Поэтому Виленский Гаон писал: «Нет во всем Талмуде даже одной заповеди, которую можно полностью понять без познания части тайной Торы, на которой эта заповедь построена, и пока не понял тайную часть, даже открытая часть заповеди не может быть ясна».

Обычно начинающий изучать Вавилонский Талмуд начинает его с книги Бава Меция («Законы о находке, утере, возврате пропажи, делении имущества»), с дискуссии «Двое держатся за найденную вещь», и каким образом ее можно поделить между ними. Из того же места Талмуда, по принципу Торы «с низшего изучать высшее», можно изучить духовный мир: «Двое держатся за одну вещь» – в таком случае трактуется, как двое, т.е. доброе и дурное начала (альтруизм и эгоизм), держат в своих руках человека. «Один утверждает, что человек его, а другой возражает, что человек – его». И ведется дискуссия, каким образом человек может выявить в себе эти два начала и отделиться от дурного.

И уж конечно, более понятны моему читателю разделы Талмуда о чистоте (очистке от эгоизма) тела (гуф), очищении сосудов (кли), чистоте одежды (левушим).

Человеческое желание «получить» называется в Каббале земля, и как обращаться с ней, возделывать, сажать, взрастить и собирать урожай (урожай – плоды, желаемые нами, – сближение с Творцом), говорится в разделе Шаббат Талмуда, так как после исправления творения, в шаббат, эти работы аннулируются (гмар тикун).

Мы уже знаем, что такое зивуг дэ-акаа, зивуг З'А и нуква. Их духовные связи и породили законы, касающиеся новобрачных и супругов в нашем мире (Талмуд. Масэхэт Кидушим). Физически выполняя их, мы хотя бы на физическом уровне ставим себя в соответствие с духовными корнями. Но конечно,