Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 2)

включают одна другую. В каждой из душ есть части от всех остальных (так называемый иткалелут анэшамот).

И таким образом, даже души праведников находятся отчасти под властью земли. Потому и возрыдал рав Хия. Но подумав, пришел к выводу, что такая душа, освещающая и дающая существование миру, как душа рабби Шимона, обязана быть в состоянии абсолютного совершенства.

Только он, рав Хия, не может понять, как это возможно до гмар тикун. (Речь, конечно, идет о скончавшемся, т.е. умершем телесно, ушедшем из нашего мира рабби Шимоне. Душевно же он, еще при нахождении в нашем мире, обитал во всех других мирах, причем намного высших, чем души обычных, закончивших земной путь людей.)

«Зоар»: Постился с того дня 40 дней рав Хия, чтобы увидеть рабби Шимона. Сказано было ему свыше – не достоин ты увидеть его. Заплакал рав Хия и продолжил пост еще 40 дней (вот что значит желание!). И вот дано ему было в видении (ничто не устоит пред настоящим желанием) увидеть рабби Шимона с сыном равом Эльазаром, изучающими Тору, и тысячи внимающих им.

Произнес рабби Шимон: «Да войдет рав Хия и увидит, чем воздает Творец праведникам в будущем мире. Счастлив, кто придет сюда без стыда, своими силами устоит». И вот увидел рав Хия самого себя, входящего к ним, и встали все пред ним. А он, рав Хия, стесняясь, вошел и сел у подножия рабби Шимона.

(Рав Хия стеснялся своего желания выяснить свой вопрос, каким образом вообще можно исправить коренной эгоизм, созданный Творцом еще в олам Эйн Соф, лев эвэн, в то время как другие присутствующие были более совершенны...)

Появился голос и произнес: «Потупи глаза, пригни голову и не гляди (уничтожь гордыню, принизь себя – и тогда увидишь)» – и увидел свет. А голос продолжал: «Высшие, скрытые, видящие все миры души, посмотрите на низшие, дремлющие, и как свет скрыт в глазницах их».

Комментарии: Голос разделил все души на две группы: высшие – зрящие свет и низшие – не постигающие его.

«Зоар»: «Кто из вас, – продолжает вещать голос, – обратил тень в свет, горечь в сладость еще до того, как пришел сюда, еще будучи в низшем мире? Кто из вас каждый день, будучи в низшем мире, жаждал света, раскрывающего величие Творца? Кто не жил этим ожиданием – тому не место здесь!»

Комментарии: Голос четко разделяет все души на две группы по вышеуказанному принципу. К первой группе относятся души мира Ацилут, обращающие тень, горечь, т.е. все виды эгоизма в его противоположность, причем чем более низкий человек переделывает себя – создает масах на свою авиют (величина эгоизма), – тем больший свет, сладость он постигает.

И потому в Торе миров БЕ'А есть кашер (годное к употреблению) и пасуль, тарэф (не годное), запрет и разрешение, святое и нечистое. Тогда как в Торе мира Ацилут – вся Тора – имена Творца, и нет ничего не святого, а все имена: Фараон, Лаван и прочие клипот в мирах БЕ'А – абсолютно чистые и святые имена. И потому души, постигшие Ацилут, удостаиваются его света и превращают темноту и горечь в свет и сладость. Прочие души – относятся ко второй группе.

«Зоар»: И тут ангел Матат (полное имя Мататрон не произносится в обычном тексте, как и другие имена Творца) появился и поклялся рабби Хия, что сам слышал из-за масаха, что Творец не забывает о малхут, низвергнутой в землю, и всякий раз, когда Он вспоминает ее, содрогаются все 390 небесных сводов и Творец роняет, горящие, как огонь, слезы о Шхине – малхут, низвергнутой в прах земной, и они падают в глубины Большого моря.

И от силы этих слез оживает царь моря Рахав и благословляет Творца, и клянется поглотить все, с первого дня творения, в то время, когда соберутся все народы вокруг святого народа, высохнут моря и пройдет Израиль по суше.

Комментарии: Творец поклялся, что он не забывает о малхут в малхут, которую мы, души, не можем исправить, и потому она полностью находится под властью клипот. Свет, который ударяет в масах, желая войти в кли, вызывает содрогание масаха. Но масах отбрасывает его обратно в виде отраженного света (ор хозер), облекающего прямой свет (ор яшар).

Масах, называемый небосводом, состоит из четырех разделов: хохма, бина, тифэрэт, малхут. А от подъема – подслащения малхут в бине вследствие Ц'Б получается, что масах, стоящий теперь в бине, состоит из 400 (так как в бине каждый раздел из четырех разделов равен 100. Малхут – единицы, З'А – десятки, бина – сотни, хохма – тысячи: таково ослабление света сфирот – т.е. каждая ослабляет его в десять раз).

А так как сама малхут в малхут отсутствует в подъеме, то получается масах, называемый небосвод, стоящий в бине, который