Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 2)

главное – достижение духовного соответствия, оно-то и дает сближение с корнем.

Бoльшая часть Талмуда Вавилонского заполнена Агадой. Агада – сказание, но все признают, что это лишь внешнее выражение тайн Торы особым языком, понятным лишь Поднимающимся.

Хороший учебник – наш сидур (молитвенник). Утренняя молитва (см. сидур «Тфилат коль пэ», стр. 6) начинается со слов: «Благодарю Тебя, Творец, за то, что Ты возвратил мне душу». Как и всю Тору, это можно трактовать: «Спасибо, что я жив (витальная душа)».

Но Тора подразумевает и более высокую, истинную ступень: когда у человека есть уже духовное кли, поступающий в него высший свет называется божественная душа.

Следующее благословение из молитвенника: «Благословен Ты, Творец, поскольку обособил нас своими заповедями и наказал очищать (буквально – забирать) руки». Руки человека – это его кли, которыми он желает прибрать весь мир. Заповедь же Творца – чтобы мы убрали свои руки, отказались от получения. Соответственно этому физическое действие – омовение рук, так как ор хасадим называется маим – вода. «Омываясь» в ор хасадим, кли из эгоистического становится альтруистическим, не желающим брать себе.

И уже после этого благословения человек может поблагодарить Творца за Тору (стр. 7 молитвенника), так как пока «руки нечисты», мы не видим пользы в Торе. Далее – благодарность за нашу избранность – нам уже ясно, что она заключается в благодарности отрешения от эгоизма.

Все молитвы делятся на две группы – благодарственные и просительные. И обе они говорят об одном – или это просьба, чтобы Творец извлек нас из мира клипот, в котором мы находимся, или это наша благодарность за то, что он это уже сделал.

Почему же такое многообразие молитв? Да просто потому, что и просьбы, и благодарности на разных уровнях духовного постижения – разные. В зависимости от широты видения Творец представляется Постигающему (мы говорим о вошедших в духовный мир, а не просто читающих сидур) то Господином, то Спасителем, то Другом, то Создателем, то Любящим, то лишь Справедливым, а то подчас и Жестоким и т.д.

Обладатель великих темных сил Билам (см. Тора, глава «Балак»), равный по величине Моше – но с обратным знаком, – когда поднялся на свой самый высокий уровень (а клипот по высоте достигают уровня З'А мира Ацилут), вместо того чтобы проклясть Израиль, вдруг воскликнул:

«Как хороши твои жилища, Израиль,

И я по великой милости Твоей

Явлюсь в Твой дом,

Чтобы преклониться в трепете

Храму Святому твоему.

Творец, люблю я место пребывания Твое

И я повергаюсь пред Тобою

В благодарности, мой Создатель,

И молю Тебя в этот час благоволения Твоего

В великой милости Твоей –

Ответь мне истинным освобождением!»

Он увидел, что выше З'А мира Ацилут находится лишь святость и чистота (см. сидур, стр. 11).

Стихи «Адон Олам» и «Игдаль Элоким хай», следующие далее в сидуре, мой читатель поймет без труда. Далее следуют утренние благословения. Нам уже известно, что ночь – это состояние кли без ор хохма, когда оно не в состоянии видеть, т.е. анализировать Добро – Зло.

– И потому первое благословение утром за то, что дал мне Творец способность различать между днем и ночью. Эта способность и есть начало «дня».

– Второе благословение – за то, что не сотворил меня гоем. Вот я «встал» «утром» и обнаруживаю, что я уже не гой (гой – человек, находящийся под властью эгоизма).

– Третье – за то, что не сотворил меня рабом (моих телесных желаний).

– Четвертое – что не сотворил меня женщиной (мужчина дает, влияет, а женщина – нуква, получает. Ясно, что такие состояния не зависят от пола).

– Пятое – за то, что Творец дает зрение слепым (человек во тьме духовной, пока не получит ор хохма – ор видения, сфира хохма – глаза).

– Шестое – за то, что Творец одевает голых (вспомним голых Адама и Хаву, лишенных левушим, т.е. одежды. Одежда – это ор хозэр, условие получения ор яшар, ор хохма, ор хаим.) По этому же принципу можно объяснить и все остальные благословения.

Молитва учит, подсказывает, указывает путь. Приведем лишь места, говорящие читателю уже сами за себя:

– Творец, благослови нас, освяти нас – стр. 35.

– Множество мыслей в сердце человека, и лишь совет (свет) Творца поддержит его – стр. 37.

– Счастлив, кто уже находится в Твоем доме – стр. 37.

– Творец дает хлеб (веру) голодным (чувствующим нехватку этого), освобождает узников (из плена эгоизма) – стр. 39.

– Возблагодарим Творца, пожелавшего именно так создать мир (праведником называется тот, кто оправдывает все действия Создателя) – стр. 41.

– И выведет Творец в этот день Израиль