Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 2)

покроются грехи, или же сами грешники исправятся.

В будущем, благодаря полному раскрытию лика Творца, уничтожатся все недостатки и поэтому исчезнет работа над собой и свобода воли. По мере усиления дурного – увеличивается сила выявления в будущем Единства Творца.

Если бы заслужили люди своими поступками – выявилось бы Единство без надобности в росте зла. Если бы Адам устоял против искушения змея – выявил бы Единство и уничтожил Зло.

Грех Адама сделал необходимым увеличение зла и трудностей этого мира, чтобы выявить Единство в действии посредством выявления Зла и его уничтожения. По мере духовного падения поколений и их все большей тяги к Злу необходимо Творцу еще более увеличивать влияние Зла, чтобы в конце пути полнее выявилось Единство.

Вывод: Единство в любом случае раскроется, а свобода воли уничтожится. И это говорит о том, что цель сотворения зла – в выявлении Единства, а свобода воли – побочная цель творения. Есть время сокрытия Единства, и в нем – работа человека. И время раскрытия Единства – получение вознаграждения.

Сам Создатель выше нашего постижения, Его свойства выявляются лишь относительно нас, пути Его действий – согласно нашим свойствам. Чтобы мы постигли Его, и выявляет Он свои свойства относительно нас. Его желания властвуют над всем, а величие раскрывается лишь частично. Через Его действия. Нам раскрываются результаты Его действий, а не пути их совершения.

4. ПЕРИОД СКРЫТИЯ ЕДИНСТВА ТВОРЦА. В период скрытия Добра Добро и Зло равнозначны, и возможна работа, а с усилением Зла рождаются недостатки. Но и во время сокрытия Творец оживляет все мироздание – но с меньшей силой, чем в период Своего раскрытия.

Внутри управления Добром и Злом действует скрытое управление Единства и использует все средства для конечного раскрытия Единства. Управление явное – в соответствии с нашими действиями, но внутри него действует Добро, приводящее все к совершенству вне связи с нашими действиями.

В будущем мы поймем из самих действий – что все они были необходимы для Добра и совершились благодаря Его мудрости. И это руководит управлением Добром и Злом как средством достижения совершенства.

Все пути управления постоянно и абсолютно зависят от воли Творца – как Его постоянное желание оживляет все творение. Творец первичен, место для творения, которое вторично, создано Им из ничего, из небытия, лишь Его желанием.

Творец раскрыл, что желает признания от творений, – значит, для этого и создал их, а ранее этого не испытывал недостатка в признании. Человек является целью мироздания, поэтому познание сути человека – ключ к познанию мироздания.

5. ВОСКРЕШЕНИЕ МЕРТВЫХ – ОСВЯЩЕНИЕ ТЕЛА ЧЕРЕЗ ДУШУ. С воскрешением мертвых вновь соединятся душа и тело, чтобы вместе получить вознаграждение, поскольку вместе работали в этом мире. Все недостатки – в теле, а душа – чистое, святое творение, и ее роль в очищении тела, и в этом ее награда. Величие Творца – в совершенстве творений, и поэтому, когда душа возвышает тело, возрастает и величие Творца. И потому душа удостаивается вознаграждения.

Ввиду греха Адама душа может очистить и возвысить тело лишь после возврата последнего в прах, очищения от скверны и воскрешения. При возвращении души в тело ослабевает ее свет, чтобы дать место Злу.

В будущем мире тело возвысится в соответствии со своими действиями и пропорционально этому очистится. Душа же возвышается тем, что в будущем очищает тело. Но уже и в нашем мире есть некоторое очищение выполнением заповедей Торы.

6. СОКРЫТИЕ И РАСКРЫТИЕ ЛИКА ТВОРЦА – ИСТОЧНИК СУЩЕСТВОВАНИЯ ДУШИ И ТЕЛА. Духовное происходит из Света, исходящего из Творца, и поэтому оно совершенно. Материальное же происходит из сокрытия света и потому низменно и полно недостатков.

Основа тела – скрытость света, основа души – свет Творца. Насколько душа исправляет тело – это и есть мера исправленности человека. Поколения от получивших Тору и до разрушения Храма жили во имя души и потому возвысились. Последние поколения живут для тела и этим увеличивают сокрытие и духовное падение.

От греха Адама появилось скрытие и уменьшилось знание. Творец раскрыл свой Свет, вручая Тору, но затем в поклонении Тельцу вновь увеличилось скрытие Творца. Когда человек возвышает душу над телом – светит ему свет Творца, пропорционально усилию человека по возвышению души. В соответствии с возвышением или тела, или души – Творец управляет миром скрыто или явно. Поэтому все зависит от человека.

Душа и тело: их свойства зависят от скрытия или присутствия света Творца. Основа тела – тьма, основа