Владимир Данченко

Чакры и тантра

и личности есть отношение взаимопроникновения, ибо эти понятия выражают не два слоя реальности, а два аспекта одной и той же реальности' (64, 60).

В настоящее время установлено, что в коре имеется представительство всех внутренних органов и систем (см. 46), которые входят в состав соотносимых с Чакрами больших интерорецепторных зон. Обычно идущая от них импульсация сознается лишь в случае каких-то нарушений: заболит, скажем, сердце или живот.

В условиях патологии проявляется не только связь между внутренними органами и мозгом, но и их влияние на протекающие в нем процессы. Известно, что функциональные и органические расстройства внутренних органов отражаются на личностных характеристиках больного (см. 14). Например, многим страдающим от язвенных заболеваний органов пищеварения свойственны тревожность, раздражительность, гиперсоциальная исполнительность и чрезмерная приверженность этическим стандартам (см. 56, 124).

В условиях нормы влияние интерорецепторной информации на характер протекания психических процессов еще не исследовалось. Нетрудно предположить, однако, что сосуществуя на одном морфологическом уровне с 'осознаваемой' корковой активностью, поток несознаваемой интерорецепторной информации каким-то неуловимым для обычного человека образом окрашивает процессы, протекающие в его сознании, что физиологическая индивидуальность нашего организма определяет психологическую индивидуальность нашей личности.

Как правило, в норме интерорецепторная информация не сознается. Однако осознание ее в принципе возможно, и достигается оно развитием внимания к тонким реакциям нашего тела на среду. Получив поддержку со стороны НАС, внутренняя информация становится сознаваемой наряду с внешней. Можно предположить, что различные формы восприятия деятельности Чакр обусловлены различной степенью активации корковых представительств соответствующих интерорецепторных зон, а также различными формами взаимодействия между системами внешних и внутренних анализаторов.

Можно предположить также, что механизм возникновения визуализаций в Чакрах (так называемых 'астральных миров') связан с полным вытеснением с уровня сознания экстерорецепторной информации о внешней среде и замещением ее информацией, поступающей из внутренней среды организма, то есть от интерорецепторов. Попробуем, приняв эту точку зрения, разобрать механизм 'чистой' визуализации ('астрального путешествия').

[ Оглавление ]





7. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

ПРОИЗВОЛЬНО ВЫЗЫВАЕМЫХ ВИЗУАЛИЗАЦИЙ

'А депты далеко не единодушны во мнении относительно того, насколько божественные существа, вызываемые во время практики Садханы, являются порождением их собственного воображения и насколько они обладают самостоятельным существованием подобно людям и животным внешнего мира.

Высокоавторитетное объяснение, записанное в священных книгах,* гласит, что эти божества, обладающие, подобно живым существам, цветом, формой и подвижностью, во всех случаях являются продуктом ума практикующего, — даже в том случае, когда возникают незваными и ведут себя независимо. Их существование объясняется тем, что в сознании человека наличествуют определенные уровни, недостижимые для обычных логико-мыслительных процессов. Божества представляют собой как бы инструменты для связи между этими уровнями и 'нормальным' (обыденным) состоянием сознания' (12).


* Например, в 'Тибетской книге мертвых'.


Необходимым условием для возникновения произвольных и не самовнушенных визуализаций служит максимально возможное отвлечение всех пяти органов чувств от объектов внешнего мира (это соответствует пятой ступени восьмиступеньчатой Йоги, описанной Патанджали), а также приостановка всех интеллектуальных и эмоциональных процессов, порождаемых действием памяти и воображения. Почему названные условия способствуют возникновению визуализаций? Некоторые идеи, могущие помочь прояснению этого вопроса высказывает в книге 'Мозг и сознание' Х.Дельгадо:

'Зрелый мозг со всем богатством его прошлого опыта и приобретенных навыков не способен осуществлять процесс мышления, не способен даже бодрствовать и реагировать, если он лишен своего воздуха — СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ' (25, 65).

Дельгадо рассматривает случаи, когда у больных, надолго прикованных к постели, появлялись психотические симптомы, в том числе бред и галлюцинации, которые не поддавались обычному медикаментозному лечению, но быстро исчезали после общения с людьми или после