Владимир Данченко

Чакры и тантра

вкусе, поэтому пищу следует пережевывать очень тщательно — до тех пор, пока она не утратит свой вкус. Обычно эта рекомендация трактуется аллегорически: в слюне, мол, содержатся ферменты, и чем лучше пища будет измельчена и смешана со слюной, тем легче будет органам пищеварения ее обрабатывать. Это действительно так, но что касается Праны, то она 'содержится' именно во вкусе пищи, — подобно тому как 'содержится' она в воздухе и воде.

Может показаться, что это заявление делает 'теорию' Праны еще более абсурдной. Что общего между вкусом и воздухом? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно будет сказать несколько слов о впечатлениях.

Уже Санкхья называет объекты внешнего мира 'пастбищами чувств': чувства питаются ими, 'подобно тому как корова питается травой' (см. 71, 159). Гурджиев также рассматривал внешние впечатления как одну из форм пищи наряду с воздухом и физической пищей, добавляя, что для своего нормального существования организм должен получать пищу всех трех видов, и что он не сможет существовать на одном или даже на двух ее видах.

'Но отношение этих видов друг к другу и их значение для организма неодинаковы. Без физической пищи организм может существовать сравнительно долгое время... Без воздуха он может существовать только несколько минут... Без впечатлений человек не в состоянии прожить ни одного мгновения. Если бы каким-то образом был остановлен поток впечатлений, если бы организм был лишен своей способности получать впечатления, он бы немедленно умер. Поток впечатлений, поступающих к нам извне, подобен приводному ремню, передающему нам движение. Главным мотором для нас служит природа, окружающий нас мир. Природа через наши впечатления передает нам энергию, которой мы живем, движемся и существуем. Если приток такой энергии будет остановлен, наша машина немедленно прекратит работу. Итак, из всех трех видов пищи самым важным для нас являются впечатления...' (70).

Короче говоря, мы получаем Прану в процессе восприятия внешнего мира. Даже если допустить, что это так (йогические тексты ни о чем подобном не упоминают), все же остается неясным, что общего между восприятием и воздухом.

Теперь можно уточнить, что подобно тому, как Прана поступает в организм не из самих восприятий, а в процессе восприятия, она поступает в организм не из воздуха, а в процессе дыхания. Оба процесса (восприятия и дыхания) по существу аналогичны — это процессы взаимодействия организма со средой.

Такое взаимодействие происходит посредством РЕЦЕПТОРОВ, особых нервных аппаратов, преобразующих энергию нервных раздражителей в энергию нервных импульсов.

Рецепторы — это 'окна' нервной системы, 'посредники' между нею и внешней средой (44, 153). Окончания рецепторных нервных клеток снабжены различными приспособлениями (физик назвал бы их преобразователями), с помощью которых давление, химический состав, температура и другие параметры внешней среды могут быть преобразованы в СТАНДАРТНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ — единственный язык, понятный для центральной нервной системы. Рецепторы как бы 'переводят' внешнюю информацию на энергетический язык нервных импульсов, генерируя их в ответ на изменения того физического параметра, для восприятия которого предназначен данный рецептор (см. 18, 18-29).

Рецепторы расположены по всей поверхности нашего тела, а их скопления образуют органы чувств (экстерорецепторы) собирающие информацию о внешней среде. Но мозг должен знать также, что происходит в остальном организме (по отношению к нервной системе тело выступает как часть окружающей среды), поэтому рецепторы можно обнаружить во всех частях тела — внутренних органах, мышцах, сухожилиях, суставах — и даже внутри самого мозга (44, 153). Для таких рецепторов внутренняя среда организма выступает в качестве внешней: подобно экстерорецепторам, они 'переводят' информацию о событиях в этой среде на единый язык стандартных нервных импульсов.

Двигаясь по нервному волокну, импульс нисколько не ослабевает; он эффективно возобновляется на всех многочисленных этапах своего продвижения. Однако зарождение первичных нервных сигналов происходит именно в рецепторах. Таким образом, источником энергии, циркулирующей в нервной системе, 'перводвигателем' любых энергетических процессов служит процесс взаимодействия всей массы рецепторов тела со средой — как внешней, так и внутренней.*


* С этой точки зрения Чакры, рассматриваемые в качестве 'больших интерорецепторных зон', связанных с различными 'сегментами' тела, действительно служат