Владимир Данченко

Чакры и тантра

того или иного частного аспекта рассматриваемого явления — и, соответственно, с искажением, 'заужением' его сущности. Так, Раммурти Мишра определяет Чакры как 'точки для сосредоточения внимания', Чарльз Лидбитер — как 'завихрения на поверхности эфирного тела' (цит. по 45, 242),* а на темном языке современного биопольного фольклора они определяются не более содержательным термином 'энергетические центры'.


* Первая цифра в круглых скобках обозначает порядковый номер цитируемого источника (см. список литературы в конце текста), а цифра после запятой — его страницу. Цифра после точки с запятой относится к следующему источнику. В случае переводных материалов Самиздата источники приводятся без указания страниц цитирования.


Каждый, кто опытно имел дело с 'энергетическими центрами', знает, что термин этот — не более чем условное обозначение, позволяющее, с одной стороны, избегать тревожной неопределенности данной формы психического опыта, а с другой, — сообщать о факте существования такого рода опыта другим 'имеющим уши'. Чакры — это не 'вихри эфирной материи' и не 'условные точки для сосредоточения'. Будучи и 'вихрями эфирной материи', и 'условными точками для сосредоточения' и многим другим, Чакры представляют собой нерасчленимые целостности, сущность которых несводима к сумме составляющих их частей. Обретенный же к настоящему времени опыт научного изучения системных объектов показывает, что 'источник этой целостности следует искать не внутри объекта, а вне его, в той совокупности связей, которые характеризуют объект в его отношении к другим объектам (к окружающей среде)' (41, 239).

Разнообразие частных описаний объясняется тем, что Чакры, как факты психического опыта, не существуют вне процесса наблюдения. Воистину объект наблюдения обусловлен здесь средствами наблюдения (в частности, силой разрешающей способности инструмента наблюдения), всей экспериментальной ситуацией в целом. Поэтому в зависимости от процедуры наблюдения Чакры могут оказываться 'вихрями эфирной материи', мотивационными структурами личности и т.д. и т.п.

Следовательно, для того, чтобы выяснить, что представляет собой система Чакр, необходимо прежде всего дать как можно более полное описание данной системы в различных 'экспериментальных ситуациях', выявить всю совокупность связей данной системы с окружающей средой.

Таким образом, мы оказываемся перед необходимостью разработки ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР. В отличие от множества частных классификаций,* призванных выявить специальную функцию отдельных центров в тех или иных конкретных 'экспериментальных ситуациях', общая теория предполагает всестороннее рассмотрение именно системы центров как целого, не задерживаясь на анализе ее элементов (то есть отдельных Чакр).


* Изучение совокупности которых может составить основу для СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ЧАКР. Очевидно, однако, что попытки определить частные функции элементов системы не могут быть успешными без общей картины ее целостного функционирования.


Далее, ввиду сложности и неопределенности этой системы, на первом этапе анализа имеет смысл абстрагироваться от ее внутреннего содержания, исключительно разнородного по составу и природе протекающих процессов, сосредоточив внимание на ее внешнем, функциональном аспекте — на свойствах отношения ее как целого ('черного ящика') со средой.

Такой подход к изучаемым явлениям называется функциональным. При этом 'функциональный подход есть не столько способ обойти внутреннюю сложность объекта, сколько средство для выявления существенных сторон этого объекта, его особой природы, ИСТОКИ КОТОРОЙ НАДЛЕЖИТ ИСКАТЬ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ ОБЪЕКТ-СРЕДА' (41, 239).

Выявив целостную функцию системы Чакр, мы можем попытаться выяснить природу структур, осуществляющих эту функцию. Учитывая же, что Чакры нам даны лишь во внутреннем ощущении, описать функцию данной системы можно только описав, как мы сталкиваемся с ней в своем личном опыте.

[ Оглавление ]





3. ЧТО ТАКОЕ ЧАКРЫ? — ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И так, Чакры не выдуманы — это первое, на что следует указать со всей определенностью; наша жизнедеятельность окрашена их активностью вне зависимости от того, знаем ли мы об этом или нет. Центры это не просто 'условные точки для сосредоточения'. Вопрос о реальности центров — это вопрос осознания нами тонких реакций нашего тела на среду.

Для того, чтобы пользоваться центрами сознательно, вовсе не обязательно их визуализировать.