Владимир Данченко

Чакры и тантра

эта, сбросившая покровы голая истина, в обладании которой и заключается Ананда, служит последним из покровов. Нас учат, что МОЖНО ИДТИ ДАЛЬШЕ.

'У святого Павла сказано: 'Кто говорит, что он есть нечто, когда он ничто, тот самого себя обманывает': в переживании блаженства человек становится ничто и все сотворенное для него ничто! Относительно этого достойный Дионисий говорит: 'Господи, приведи меня туда, где Ты — Ничто!' (82a, 143).

'Когда... душа готова взлететь сама над собой и войти в ничто, где нет ни ее самой, ни ее действия, тогда она 'в благодати'... Знайте — и это так же верно, как то, что жив Бог! — покуда душа будет еще в состоянии сознавать себя, как нечто сотворенное и природное, и действовать сообразно этому, до тех пор не стать ей самой 'благодатью', — но она может быть 'в благодати'... Именно надо сначала быть в благодати, чтобы потом стать самой благодатью. Высшее действие благодати — привести к тому, что она есть сама!' (там же, 137-138).

Окончательно сливаясь со зримым, зрящий исчезает, 'входит в ничто', во всепорождающее 'космическое влагалище', в Нирвану, тождественную Сансаре.* Это ничто есть все покровы Майи, не замаскированные более под 'я', но ставшие им. 'Откажись от Пуруши в себе и стань Пракрити', — призывают нас Тантры. — 'Тем самым ты обретешь единое тело и займешь место в вечности' (цит. по 80).


* См. 23; сравн.: ' Непосредственно воспринимаемое чистое бытие лишено какой бы то ни было определенности и постольку есть ничто (не небытие, а именно ничто, пустота содержания)... Истиной этого непосредственного единства бытия и ничто, их исчезновения друг в друге есть становление' (82, 210).


* * * * *

Итак, мы попытались демифологизировать классическую 'пространственную' модель внутреннего мира — учение о 'покровах', последовательно скрывающих под собой действительного 'свидетеля покровов'. Рассмотрев эти древние представления в свете современных знаний об 'этажах' нашей психики мы пришли к выводу, что различные 'покровы' могут быть соотнесены с различными уровнями восприятия внешнего и внутреннего мира. При этом на внешний мир отводится один 'покров', а на внутренний — три покрова; пятый 'покров' относится как к внешнему, так и к внутреннему:

1) АННАМАЙЯ — отражение внешних объектов: восприятие внешних ощущений;

2) ПРАНАМАЙЯ — отражение внутренних состояний организма (соматика и вегетатика): восприятие внутренних ощущений;

3) МАНОМАЙЯ — отражение сознаваемых психических явлений и процессов: восприятие переживаний, которые включают в себя эмоциональную и интеллектуальную составляющие;

4) ВИДЖНЯНАМАЙЯ — отражение результатов синтеза информации о внешней и внутренней среде организма в надсознательной 'сфере программирования', — в том числе воля, память и интуиция.

5) АНАНДАМАЙЯ — отражение результатов революционного расширения самосознания: уровень надличностного восприятия, охватывающего все 'покровы'.

Взаимное соотношение 'покровов', 'планов', 'тел' и их психофизических соответствий представлено на сводной таблице (см. Приложение I).

Уточним, что если термин 'покровы' применяется для обозначения качественно различных уровней восприятия, то термин 'тела' или 'оболочки' — для обозначения качественно различных объектов восприятия в границах 'покровов'. Поскольку человек живет, как правило, 'автоматически', и не обладает устойчивым восприятием соответствующих 'телам' функций, некоторые традиции утверждают, что эти 'тела' (эфирное, энергетическое, витальное, ментальное, каузальное, буддхическое и нирваническое) не даны человеку изначально, и что ему необходимо их СОЗДАВАТЬ.*


* 'Человек представляет собой в полном смысле этого слова 'миниатюрную вселенную'... Но провести полную параллель между человеком и миром можно только в том случае, если мы возьмем 'человека' в полном смысле слова, то есть такого человека, у которого развиты все присущие ему силы. Неразвитый человек, который не завершил курс своей эволюции, не может считаться полной картиной вселенной — он являет собой образ незаконченного мира' (см. 70).


Что касается 'космических планов', к которым якобы принадлежат эти 'тела', то согласно постулату 'как наверху, так и внизу' мы предположили, что 'планы' представляют собой волновые диапазоны всеобщего поля, существующие исключительно на физическом плане.

Всеобщее поле возникает и развивается параллельно с эволюцией органического мира, так что различные его диапазоны как бы