Владимир Данченко

Чакры и тантра

не только он, а все остальные; но только он смог осознать это и пойти дальше, став принципиальным противником транса, этого ПАТОЛОГИЧЕСКОГО (непременно прописными буквами) состояния.

Со страниц своей рукописи автор торжественно провозглашает, что перспектива 'грядущей эволюции несовместима с образом психически ненормального индивида' (стр. 121) и четырежды (стр. 10, 112, 121, 135) дает бой патологическим формам Йоги, пытаясь как бы еще и еще раз заверить читателей, что сам-то он здоров, — СОВЕРШЕННО ЗДОРОВ!!! По причине свойственной автору спутанности мышления, разобраться в его критериях нормы и патологии довольно сложно: клеймя позором патологичность транса, он ни разу толком не поясняет, что имеется в виду. И все же на основании некоторых косвенных высказываний (стр. 10 и 113) можно догадываться, что под 'патологией' автор подразумевает неконтролируемость состояния. По его мнению, Шатчакра-бхеда классической Кундалини-йоги — это именно неконтролируемый транс, своего рода 'короткое психическое замыкание'.

Сводя 'старую' Йогу к абсурду, автор действует не из злого умысла; этот абсурд отражает не что иное, как результаты 'экспериментальной работы', проводившейся автором в данном направлении (см. стр. 119, а также 111-112), — отражает уровень его личных достижений в деле освоения 'старой' Йоги. Результаты аутентичной йогической практики как раз и отличаются от результатов удалого битья задом оземь ('чи пан, чи пропав') своей контролируемостью. Непроизвольный 'прострел Кундалини', сопровождаемый утратой сознания, — это сырой материал, который может быть освоен, подобно тому как непроизвольное погружение в сон, сопровождаемое утратой сознания, может быть освоено, став сознательным вхождением в 'мир сновидения'. Обморок, наступающий в результате кислородного голодания мозга (стр. 132), и Самадхи различаются приблизительно так же, как управляемая и неуправляемая ядерная цепная реакция. Механизмы йогического транса складываются на протяжении всех семи предшествующих ему ступеней Йоги.

Наряду с отождествлением обморока (Мурччха) и транса (Самадхи), автор отождествляет 'соединение' с 'растворением' (стр. 119), рассматривая Лайю (растворение части в целом, дезинтеграцию) как цель Йоги (воссоединение части с целым, интеграцию). В свою очередь, 'классическую Лайю' он отождествляет с трансом, то есть обморочным, патологическим состоянием. Тем самым вся Йога оказывается под угрозой 'патологизации' (ведь всякая форма Йоги ведет к растворению', а не ставящие такой цели учения и методики 'Йогой в строгом смысле этого слова не являются' — стр. 125) и возникает дутая проблема 'непатологических форм растворения' (стр. 113), в которых бы для индивида сохранялась 'свобода выбора' — растворяться или не растворяться. Нечленораздельность авторских высказываний по этой теме вполне понятна: ведь он из кожи вон лезет, чтобы отмежеваться от 'патологических форм растворения' классической Кундалини-йоги, между тем как 'патология' из растворения оказывается принципиально неустранимой. Действительно, индивид может сколько угодно проявлять свою 'свободу выбора' лишь до того, как он растворился; а когда он растворился, свободу эту проявлять уже попросту некому. Следовательно, 'непатологических форм растворения' не бывает.

XI

Остается неясным, что такое 'нектар' — нейтринный газ или гормон? А если и то и другое, то какая между ними связь? Замечу также, что ранее центробежный поток в нейтринном теле соотносился с 'солнечным жаром', а центростремительный — с 'нектаром' (см., напр., стр. 98); на стр. 140 'солнечный жар' соотносится с адреалином, а 'нектар' с гонадолиберином. Между тем на стр. 142 в качестве центростремительного потока полагается не гонадолиберин, как следовало ожидать, но ацетилхолин. Гонадолиберин же соотносится с центробежным, то есть восходящим потоком (стр. 141), 'солнечным жаром'.

В двенадцатой главе автор вознамерился переплюнуть не только классическую Кундалини-йогу (ее он переплюнул в девятой главе, возвестив 'Йогу Процесса') и не только Йогу как таковую — ее он переплюнул в десятой главе, возвестив 'Путь Духа', эволюцию сознания. Путь этот, в отличие от Йоги, 'не может в принципе иметь конечной цели, не может иметь конца вообще' (стр. 136); 'однако настает такой момент, когда путь эволюции сознания — 'Путь Духа' — уже исполнен...' (стр. 144). И этот немыслимый момент завершения бесконечности 'возникает догадка, вначале смутная, что после завершения 'пути духа' начинается совершенно новый, неизвестный путь —