Владимир Данченко

Чакры и тантра

(высшая Буддхи)
Тело просветления (буддхическое)
Творческая интуиция

АНАНДАМАЙЯ

покров радости
Лила
Нирваническое тело
Надличностные формы взаимодействия с миром


[ Оглавление ]





Приложение II

ПРАНА КАК ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МЕЖДУ БИОЛОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ И СРЕДОЙ

С трого говоря, Праной можно назвать лишь особого рода ощущения в теле ('переживаемые энергии тела'), поскольку она относится к иному 'покрову Майи', нежели физический мир. Индуистская традиция связывает эти ощущения с действием Праны или 'пра-движения' (пра+над), — энергии, которой обусловлено любое движение в теле и любое движение тела. В результате попыток ответить на вопрос об источнике энергии тела возникла теория Праны или 'жизненной силы'. Теория жизненной силы сводится вкратце к следующему.

Прана, рассматриваемая в качестве гипотетической 'жизненной силы', — это некий всеобщий нематериальный принцип, который является сущностью любых форм движения как в органическом, так и в неорганическом мире. Непрерывно протекая сквозь живые существа (приходя из окружающей среды и возвращаясь в нее), Прана находит в них свое наиболее полное выражение как жизнь. Эта теория утверждает, что все живые существа представляют собой машины, приводимые в действие внешними силами: все живое черпает свою 'жизненную силу' из всеобщего океана Праны, в который оно погружено. Прана есть в воде и в солнечном свете; можно ее извлечь и из пищи. Но основным источником Праны считается атмосферный воздух. Не удивительно, что йогическая теория 'жизненной силы' отвергается современной наукой как 'одно из заблуждений индуизма'.

Однако Йога — не теоретическая дисциплина. Она стоит на опытных, а не на спекулятивных основаниях, и ее положения представляют собой описательные модели определенных экспериментальных фактов. Для наблюдения этих фактов требуется известная сознательно наработанная острота восприятия, которой современные интерпретаторы, как правило не обладают. Поэтому у нас нет никаких оснований полагать, что структура наблюдаемых явлений отражена в йогических 'теориях' неверно.

В то же время нельзя не согласиться, что используемый для их построения концептуальный аппарат действительно устарел и нуждается в пересмотре. Именно это имел в виду Артур Авалон, указывая в предисловии к 'Таинственной Кундалини' (60), что нам предстоит 'оживить' писания древности. Но каковы пути к оживлению 'того, не знаю чего'?

Во-первых, это работа с собственным сознанием, опытное знакомство с теми уровнями восприятия, о которых 'возвещают' тексты. Во-вторых, соблюдение определенных методологических принципов. По возможности предельно точное, буквальное выражение 'классической' СТРУКТУРЫ ОПИСАНИЯ на уровне современных научных представлений — вот основное методологическое требование, предъявляемое к любым интерпретациям традиционных толкований йогического опыта.

Итак, объективизируя, то есть профанируя понятие Праны, и сбивая тем самым с толку желающих практиковать Пранаяму* по книгам, 'теория жизненной силы' по существу не имеет никакого отношения к Пране — различным процессам, ощущаемым в теле. Она нацелена на решение такого сложного вопроса, как проблема энергообмена между организмом и окружающей средой.


* Контроль над Праной или четвертая ступень Йоги, описанной Патанджали.


Утверждение о том, что энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность психофизического организма, поступает в него извне, вряд ли может вызвать возражения. Труднее согласится с тем, что основным источником этой энергии служит воздух: у нас несколько иные представления о 'жизненной силе', и последняя ассоциируется скорее с плотным обедом, чем с воздухом.

Однако йогические 'теории' строятся прежде всего на материале самонаблюдения. Бодрящее действие воздуха, воды и солнца общеизвестно; в то же время следовать диете, которая не вызывала бы после еды легкой умственной апатии, нелегко. Процесс пищеварения лишь отнимает силы, но не дает их. При этом в организм привносятся энергетические 'полуфабрикаты' — из пищи высвобождаются, а затем разносятся по организму особые вещества, в результате последующего распада которых высвобождается энергия. Такой 'энергетической валютой' организма, по последним сведениям, служит аденозинтрифосфат (АТФ). Но сам распад АТФ связан не с процессом пищеварения.

Согласно йогическим представлениям, Прана пищи заключена в ее