Владимир Данченко

Чакры и тантра

сенсорной стимуляции при помощи радио и телевидения. Эксперименты по сенсорной депривации также показали, что через несколько часов изоляции у испытываемых возникают зрительные и слуховые галлюцинации — подчас настолько реальные, что мешают заснуть. Из вышеприведенных фактов автор делает однозначный вывод: 'Коре головного мозга для поддержания нормальной поведенческой и психической деятельности необходим сенсорный приток; при изоляции же от внешнего мира психические функции нарушаются' (см. там же, 65-70).

Однако если сознание, по определению Дельгадо 'не автономно', но представляет собой 'переработку в мозгу поступающей информации' (там же, 33), то результаты переработки какой информации отражают так называемые галлюцинации?

Логично предположить, что при изоляции от внешнего сенсорного потока кора переходит на внутреннее самообеспечение, раскрывая себя информации, идущей изнутри организма, и компенсируя таким образом недостаток информации из перекрытых внешних источников. Другими словами, лишая чувства их привычных внешних 'пастбищ' мы понуждаем их искать новые, внутренние 'пастбища'.

Известно, что 'возбуждение так называемых ассоциативных зон мозга может вызвать во входных каналах динамические возбуждения, аналогичные тем, которые вызываются сенсорными раздражителями'. И если образы, которые предположительно возникают при таком возбуждении в обычных условиях (например, образы памяти и воображения), легко отличить от образов внешнего мира, то 'в таких особых условиях, как временная сенсорная депривация, дифференциация внутреннего и внешнего механизмов формирования образов нарушается, вызывая появление различных иллюзий и галлюцинаций' (53, 184, 185).

Итак, модель нейрофизиологического механизма произвольно вызванной 'чистой' визуализации ('астрального путешествия') может быть представлена следующим образом:

Сначала все импульсы, поступающие в кору от интерорецепторов, а также характеризующие обычный 'ментальный фон', лишаются поддержки НАС (это достигается путем 'отвлечения чувств' и 'остановки внутреннего диалога'). Тем самым сознание лишается какой бы то ни было информации о внешнем мире и 'физический план' как бы перестает существовать — корковая активность больше не отражает протекающих в нем процессов. Кроме того, в сознании устанавливается так называемая 'ментальная тишина', не затрагиваемая никакими 'информационными бурями'.

Однако способом существования коры мозга как 'физиологического субстрата психических функций' является непрерывная активность, непрерывная обработка поступающей информации. Поэтому в целях компенсации дефицита информации, возникающего вследствие такой 'тотальной депривации', поддержку НАС начинают получать те импульсы, которые отражают процессы, протекающие в тех или иных интерорецепторных зонах (Чакрах). Теперь вся актуальная для 'психонавта' реальность строится этими импульсами. Он попадает в иной мир.

[ Оглавление ]





8. ПРИРОДА 'АСТРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ'

'В настоящее время попытка перехода от нейронного уровня к уровню восприятия менее осуществима, чем полет на Луну во времена Древнего Рима. Экстраполируя земной опыт, древний римлянин мог бы задумать выстрел на Луну, а здесь даже в принципе остается неизвестным, существует ли переход от нейрона к образу, и если да, то как исследовать этот переход, природа которого так же загадочна, как сама жизнь' (49, 95).

Поэтому единственное, что мы можем в настоящее время сделать, — это провести некоторые достаточно очевидные параллели и привести некоторые гипотезы (хотелось бы надеяться, 'достаточно безумные').

'Астральные образы' (равно как и любые другие) не могут возникать 'из ничего', 'сами по себе': возникая в результате возбуждения ассоциативных зон коры мозга, они всегда что-то отражают. Вот только что? Основная выдвигаемая здесь гипотеза состоит в том, что 'астральные образы' представляют собой субъективное отражение в сознании нового типа корковой активности, которая обусловлена интерорецепторной информацией, поступающей из внутренней среды организма.

Отражение при этом осуществляется в форме так называемых 'транскрипций' (см. 63) или, как говорил И.М.Сеченов, 'небывалых комбинаций бывалых впечатлений' (цит. по 78, 249). Сознание по инерции воспринимает события 'внутренних пространств' в формах, присущих событиям внешнего мира: иные формы ему неизвестны.

'Астральное путешествие' очень напоминает сновидение; однако поскольку в этом сновидении мы