Владимир Данченко

Чакры и тантра

случае — 'для производства'), наука искушенная в знании о ком-то постороннем, а не о том переживающем человеке, которым есть каждый из нас. В ней отсутствует экзистенциальная, то есть значимая для НАШЕГО существования проблематика; огромный материал, накопленный научной описательной и объяснительной психологией ничего не говорит о проблемах того внутреннего мира, с которым МЫ имеем дело в своем непосредственном повседневном опыте, не дает нам никаких ориентиров, не открывает никаких ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВ дальнейшего внутреннего роста.

Все это есть в той фантастической, мифологизированной психологии, с которой мы сталкиваемся в оккультной и йогической литературе. И поэтому люди обращаются к ней, несмотря на всю ее, казалось бы, очевидную научную несостоятельность. И поэтому их мир оказывается разорванным на воображаемый (в котором они пытаются жить) и воспринимаемый (в котором им приходится жить). И поэтому, как нам представляется, задача состоит в том, чтобы демифологизировать 'эзотерическую психологию', сохранив ее экзистенциальный стержень.

Далее мы пробуем рассмотреть учение о 'пяти покровах', исходя из фундаментального постулата тантризма о 'душе, паразитирующей на дереве тела', а также попытавшись увязать его с другим фундаментальным постулатом — 'как наверху, так и внизу'. Для этого нам придется поставить учение о 'покровах Майи' с головы на ноги.

* * * * *

Итак, 'внизу', то есть на уровне индивидуальном ('микрокосм'), 'покровы Майи' даны нам в форме различных уровней восприятия. А 'вверху', то есть на всеобщем уровне ('макрокосм') они существуют в виде различных волновых диапазонов, 'надстроившихся' в процессе эволюции над диапазоном описанных выше 'полей жизни', которые обеспечивают воссоздание биологических структур и поддержание их целостности.

Эволюция покровов при таком подходе рассматривается как идущая от 'грубого' к 'тонкому', причем макрокосм ограничивается исключительно физическим планом, Аннамайя Кошей. Остальные покровы представляют собой идеальное отражение в индивидуальном сознании (рассматриваемом как микрокосм) различных тонкоматериальных ('полевых') процессов, порождаемых человеческим организмом, в том числе его мозгом, — и взаимодействующих на уровне всеобщего поля (рассматриваемого как макрокосм) с аналогичными процессами, порождаемыми другими организмами. При этом каждому из 'уровней' объективного восприятия соответствует какой-то 'уровень' объективной реальности — один из частотных диапазонов всеобщего поля, последовательно возникающих в ходе эволюции. Микрокосм (человек) и макрокосм (вселенная) как бы воспроизводят друг друга.

Материальным субстратом сознания при таком подходе оказываются не нейрогормональные процессы мозга, а особый материальный процесс, который имеет природу поля* и представляет собой функцию целостного организма, — в том числе его мозга.


* Непрерывность того, что мы называем сознанием, также непрямо свидетельствует о полевой природе его материального субстрата.


Более того, на 'полевом' уровне индивидуальность организма в значительной степени снята, и он включен во всеобщие процессы породившей его 'полевой' среды. Обладая видимостью индивидуальности, 'покровы Майи' скрывают от нас нашу всеобщую природу и поэтому называются 'покровами Майи'. Говорится, что задача Йоги состоит в высвобождении нашей природы из-под покровов индивидуального сознания (фаза так называемой 'реализации' или 'восхождения к Свету') и превращении 'покровов Майи' в послушные проводники скрываемых ими всеобщих процессов (фаза так называемой 'трансмутации' или 'нисхождения Света' — см. 63).

Таким образом, представляя собой единство 'внутреннего' и 'внешнего', различные 'покровы Майи' отражают не только структурные уровни организации системы организм-среда, но и исторические этапы ее эволюции, приведшей к возникновению человека и ведущий за его пределы.

* * * * *

В разделах оккультной и йогической литературы, посвященных теме 'покровов', 'планов' и 'плоскостей' реальности, царит, можно сказать, традиционная теоретическая неразбериха. Не заблудиться в этом лесу противоречивых мнений можно лишь ориентируясь на личный опыт. Далее будет предпринята попытка более подробного анализа каждого из покровов и их составляющих, основанная на опыте непосредственного восприятия анализируемых явлений. Особое внимание мы уделим 'покрову мудрости' и входящим в его состав так называемым 'высшим телам' — причинному и просветленному (каузальному