Владимир Данченко

Чакры и тантра

— лицом и носоглоткой. Вьяна Вайю, о которой говорится, что она 'наполняет собой все тело', заведует скелетной мускулатурой, а также лимфатической и кровеносной системой. Кроме этих пяти существует и так называемая 'тонкая психическая Прана'; она может быть соотнесена с описанной выше функцией восходящей НАС, стимулирующей центральную нервную систему.

'Дхира, сын Шатапарни, приблизился к Махашале, сыну Джабалы. Тот спросил его: Что познав, приблизился ты ко мне? — Огни познал я. — Какие огни? — Речь, зрение, мысль и слух.

— Ты познал огни; но что познав, приблизился ты ко мне? — Огонь познал я. — Какой огонь познал ты? — Огонь, который есть все это, познал я.

Когда это было сказано, вниз спустился Махашала, сказав: Обучи же этому огню!

Дхира сказал: Поистине, Прана есть этот огонь. Поистине, когда человек засыпает, в Прану входит речь, в Прану — зрение, в Прану — мысль, в Прану — слух. Когда он просыпается, они вновь рождаются из Праны'.

(Шатапатха Брахмана)

* * * * *

Итак, РФ служит, образно говоря, плотиной, накапливающей производимую рецепторами энергию, которая затем вращает 'колеса тела'. Но почему йогические тексты упорно связывают источник этой энергии с процессом дыхания?

Как уже указывалось, рецепторы тела не исчерпываются экстерорецепторами: рецепторами (интерорецепторами) снабжены также все внутренние органы. Местам локализации 'ветров, правящих телом', соответствуют соотносящиеся с Чакрами большие интерорецепторные зоны,* в которых происходит непрерывное преобразование энергии внешних (по отношению к рецепторам) раздражителей в энергию нервных импульсов.


* За исключением Вьяна Вайю, которому соответствует система проприорецепторов в мышцах, сухожилиях и связках, а также рецепторная система сосудов.


Знание о Чакрах не только как о 'колесах тела', вращаемых Праной, но и как об источниках Праны ('энергетических центрах') в йогических текстах не зафиксировано, — очевидно в виду его полнейшей бесполезности и даже вредности для начинающего. Информация, 'обнародованная' в этих текстах, выполняет большей частью функцию 'уловок': она нацелена на то, чтобы мотивировать человека к работе над собой.

Примером классической 'уловки' может служить указание на принципиальную возможность обретения так называемых Сиддх (досл. 'достижений') или паранормальных способностей: 'Прана, оживляющая наше тело, этот небольшой элемент ее, представляющий нашу ментальную и физическую энергию, является самым близким к нам из всего бесконечного океана Праны в природе. Именно поэтому, если мы, проникнув в сущность этого элемента, овладеем им, то мы можем надеяться стать господином всей Праны. В таком господстве — секрет Сиддх' (17). Погружаясь в практику, человек со временем сознает, что Йога дает нечто большее, чем Сиддхи.

Но если 'уловка', задействовав воображение неофита, приковывает затем это воображение к практике, заставляет воображение 'работать на Садхану', то идея 'энергетических центров' лишь возбуждает воображение и не более: та атмосфера нездоровой сенсации, которая начиная с конца XIX века, окружает тему 'энергетических центров', служит прекрасным примером 'использования' подобного 'знания' профанами.

Из всех 'ворот Праны' только дыхательный аппарат имеет практическое значение для тех, кто стремится установить контроль над Праной; а йогические тексты упоминают лишь о том, что имеет практическое значение.

Плевра, дыхательные пути и сама ткань легких содержит большое количество рецепторных структур, окончаний блуждающего нерва, которые активизируются при растяжении и сжатии легких, посылая импульсы в дыхательный центр. Этот центр расположен в продолговатом мозге, то есть в самом сердце РФ.

Дыхание — это единственная непроизвольная функция организма, поддающаяся относительному сознательному контролю со стороны неспециалиста, поскольку границы дыхательного центра выходят далеко за пределы продолговатого мозга, доходя до коры головного мозга включительно. Сознательно воздействуя на процесс дыхания, можно оказывать воздействие на РФ.

Собственно говоря, йогический контроль над любыми непроизвольными функциями организма, в том числе и над дыхательной функцией, — точнее, над задержкой дыхания (до трех часов — см. 10), — не самоцелен. Его цель состоит именно в обретении способности к управлению функцией НАС, делающей возможным такой контроль.

Практика Пранаямы — это путь к сознательному управлению функцией нисходящей НАС. Следующая