Владимир Данченко

Чакры и тантра

и житейский опыт предполагают наличие некоторой особой, обычно не сознаваемой связи между живыми существами, — связи, радиус действия которой превосходит радиус действия привычных нам пяти органов чувств. С точки зрения современного развития научных знаний эти факты могут получить объяснение лишь на основе категории 'поля', связывающего наши внутренние миры и судьбы воедино.

Существует, однако, известный эмоциональный барьер, благодаря которому многие из нас предпочитают скорее отказаться от анализа подобных фактов вообще (поскорее забыть о них), нежели принять такое, казалось бы, лежащее на поверхности объяснение. Этим эмоциональным барьером служит ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ.

Человек привык рассматривать свой внутренний мир как свою частную собственность: это его 'строго охраняемая территория вселенной', на которую 'другие' попадают лишь по его милости; это его суверенные владения, где он царь и бог, — и где он в случае чего может спрятаться и отогреться. 'Здесь вам не проходной двор!'

Несмотря на то, что человек не знает, кто он, равно как не видит истоков 'своего' внутреннего мира, он говорит: 'Мое — не ваше'. Он говорит об этом как о чем-то само собой разумеющемся и почитает нормой свою оторванность, свою отчужденность от 'остального' мира и других людей. Но эта въевшейся в обыденное сознание эгоцентрическая установка, столь характерная для индивидуалистического буржуазного мировосприятия, — отнюдь не единственно возможная.

'Я часть всего, что видел', — пишет Теннисон. Причем изоляционистская модель отношений человека с миром отвергается не только поэтами. На ее принципиальную несостоятельность указывают разработки в области общей теории систем.

'Целостные характеристики и собственное поведение можно приписывать объекту лишь в рамках внешнего, феноменологического описания. При более строгом сущностном подходе так называемые собственные характеристики объекта обнаруживают гораздо более сложную природу, выступая как синтетический результат отношения между объектом и средой, как структурные свойства этого отношения' (41, 50).

Несостоятельность изоляционной установки вскрыл в своих ранних философско-антропологических исследованиях Маркс (см. 42), определивший впоследствии 'сущность человека' как 'совокупность общественных отношений'. Ее несостоятельность вскрывает современная психология, обнаруживая существование социально обусловленных неосознаваемых 'сфер программирования' человеческого поведения (см. 39; 81). Ее несостоятельность вскрывают нейрофизиологи, исследующие механизмы мозговой деятельности.

Так, Х.Дельгадо указывает, что наши психические функции формируются на основании множества элементов (слов, концепций, сведений, типовых реакций и т.д.), поступающих в организм в виде сенсорной информации из внешней социально-культурной среды, более того, — непрерывный приток информации и ощущений извне является необходимым условием существования этих психических функций (см. 25, 225-247). Дельгадо указывает также, что разоблачение несостоятельности изоляционистских тенденций, свойственных личностному самосознанию, имеет определяющее значение в деле социализации индивида.

'Более ясное представление о нашей постоянной зависимости от окружающей среды и общества повысит наш интерес к раскрытию и исследованию факторов, причин и механизмов этой зависимости. Само осознание того, что элементы, формирующие нашу личность и поступающие извне, имеют такое огромное значение, поможет установить более прочные интеллектуальные и эмоциональные связи с источником культуры и усилит в нас стремление укреплять окружающее — этого поставщика строительного материала для создания нашей личности. Сплоченность людей станет теснее, если они поймут, что именно коллектив закладывает фундамент индивидуума, что судьба каждого создана судьбой всего коллектива и в значительной степени зависит от него' (25, 233).

[ Оглавление ]





14. 'АСТРАЛЬНЫЕ МИРЫ' И 'КАРТА СОЗНАНИЯ'

Р ассматривая иерархию миров, мы ни словом не обмолвились об 'астральных мирах', о которых так много говорилось вначале.

Как мы увидим далее, для этого были некоторые основания; и все же, какое место среди перечисленных 'покровов' и связанных с ними 'миров' занимают так называемые 'астральные миры'? Попробуем сперва выяснить традиционное применение термина 'астральный'. Анализ оккультной литературы показывает, что представители разных школ вкладывали в это понятие разное содержание.

Так, Парацельс,